Ширина колеи
В мире всего действует 66 стандартов. От 305 мм жд Ruislip Lido Railway в Великобритании, до 8,2 м австрийского фуникулера Larchwand-Schragaufzug.
Номинальная ширина колеи измеряется на уровне 13 мм от поверхности катания рельсов (Таблица 11.1).
Таблица 11.1 - Номинальные размеры ширины колеи
План пути | Ширина колеи на шпалах | |
деревянные | железобетонные | |
Колея 1520 мм | ||
Прямые и кривые R ≥ 350 м | ||
350 > R ≥ 300 м | ||
R < 300 м | ||
Колея 1524 мм | ||
Прямые и кривые R > 650 м | - | |
650 ≥ R ≥ 450 м | - | |
449 ≥ R > 350 м | - | |
R ≤ 349 м | - |
Величины степеней отступлений от ширины колеи приведены в таблице 11.2
Таблица 11.2 - Величины степеней отступлений от ширины колеи
Установленная скорость поездов Пасс/груз, км/ч | Степень отступлений | Уширение колеи при номинале, мм | Сужение колеи при номинале, мм | ||||||||
101 - 140 81 - 90 | I | - | |||||||||
II | - | - | |||||||||
III | - | - | |||||||||
IV | более | ||||||||||
- | - | ||||||||||
61 - 100 61 - 80 | I | ||||||||||
II | |||||||||||
III | - | ||||||||||
IV | более | ||||||||||
- | |||||||||||
26 - 60 | I | 8(10)* | 8(10) | 8(10) | 8(10) | ||||||
II | |||||||||||
III | - | ||||||||||
IV | более | ||||||||||
- | |||||||||||
25 и менее | I | ||||||||||
II | |||||||||||
III | - | ||||||||||
Закрывается движение | IV | более | |||||||||
- |
При ширине колеи от 1512 мм до 1546 мм по критериям безопасности движения поездов допускаются скорости до 140 км/ч.
При ширине колеи более 1546 мм до 1548 мм скорость движения поездов ограничивается до 60 км/ч.
При ширине колеи от 1510 мм до 1512 мм и более 1548 мм до 1550 мм скорость движения поездов ограничивается до 15 км/ч.
При ширине колеи менее 1510 мм и более 1550 мм движение поездов закрывается.
Рельсовые нити должны быть расположены в одном уровне. Разрешается содержать одну нить выше другой до 6 мм на длине не менее 200 м. На прямых двухпутных участках - наружная нить, на однопутных - любая. Возвышение перед кривой должно заканчиваться на расстоянии не менее 25 м, если эта нить совпадает с нижней нитью кривой.
Просадки –волнообразные отклонения по уровню одной рельсовой нити на небольшой протяженности.
Перекосы –последовательные отклонения по уровню обеих рельсовых нитей в разные стороны на расстоянии между вершинами менее 20 м. (немедленно устраняются, если суммарное отклонение 8 мм)
Таблица11.3-Величины степеней отступлений по уровню, перекосам и просадкам
Установленная скорость поездов пасс/груз, км/ч | Степень отступлений | Величина отступлений, мм | ||
Уровень | Перекос | Просадка | ||
121 - 140 81 -90 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | более | |||
61 - 120 51 - 80 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | более | |||
41 - 60 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | более | |||
16 - 40 | I | |||
II | ||||
III | ||||
IV | более | |||
15 и менее | I | |||
II | ||||
III | ||||
Закрывается движение поездов | IV | более | ||
Величины степеней отступлений в плане приведены в таблице 11.4.
Таблица 11.4 - Величины степеней отступлений в плане
Установленная скорость поездов Пасс/груз, км/ч | Степень отступлений | Разность смежных стрел, измеренных от середины хорды длиной 20м при длине неровности пути | |
≤ 20 м | > 20 до 40 м | ||
121 - 140 81 -90 | I | ||
II | |||
III | |||
IV | более | ||
81 - 120 71 - 80 | I | ||
II | |||
III | |||
IV | более | ||
61 - 80 61 - 70 | I | ||
II | |||
III | |||
IV | более | ||
41 - 60 | I | ||
II | |||
III | |||
IV | более | ||
16 - 40 | I | ||
II | |||
III | |||
IV | более | ||
15 и менее | I | ||
II | |||
III | |||
Закрывается движение поездов | IV | более | |
Требуется немедленно ограничивать скорость движения поездов при выявлении следующих отступлений:
1. Сочетания отступлений в плане 3 степени с перекосом или просадкой 3 степени;
2. Три и более смежных отступления в плане 3 степени на длине 75 м и менее;
3. Более 6 отступлений 3 степени на 1 км.(без ширины колеи);
4. Отступления 3 степени на мостах и тоннелях (от 25-100 м. и подходы по 200м, более 100 м. и подходы по 500 м.);
5. Снизить скорость грузовых поездов с порожними вагонами до 60 км/ч на кривых участках с радиусом 850 м и менее на деревянных шпалах и радиусом 650 м и менее на железобетонных шпалах при:
· Трех и более просадок 2 степени, повторяющихся на длине 30 м и менее;
· Восемь и более подряд просадок 2 степени на длине 100 м;
· Трех и более отступлений по рихтовке 2 степени до 20 м включительно на длине 100 м;
· Двух и более перекосов 2 степени при расстоянии между вершинами пик 10 м и менее на длине 100 м;
При превышении одной рельсовой нити относительно другой в кривых участках пути в любом сечении более чем на 150 мм движение поездов закрывается.
Размеры отступлений от норм и правил содержания пути и обнаруженные дефекты сопоставляются с допускаемыми размерами и установленными требованиями, предъявляемыми к обеспечению безопасности движения поездов в зависимости от установленных скоростей (см. предыдущую лекцию).
Начальник дистанции пути в оперативном приказе об устранении выявленных отступлений, требующих ограничения скорости, определяет срок устранения каждого отступления и ответственного за устранение.
До приведения пути в технически исправное состояние вводится ограничение скорости движения поездов в соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути ЦП-774 по фактическому состоянию элементов верхнего строения пути и балластной призмы начальником дистанции пути на срок до 5 суток, начальником отделения железной дороги до 10 суток, на более длительные сроки предупреждения устанавливаются приказом начальника железной дороги в суточный срок с момента поступления заявки.