Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми

Деятельность социального педагога в учреждениях дополнительного образования.

Дополнительное образование детей - особое само­стоятельное образование, изначально ориентированное на сво­бодный выбор ребенком видов и форм деятельности, формиро­вание его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

Оно охватывает: сферу свободного времени ребенка; сферу реализации познавательных интересов личности (это определяет особенности организации системы дополнительного образования).

Особенности:

-рационально организованный досуг;

-учет потребностей семьи, общества, ребенка; учет прав ребенка;

-учет социально-демографической ситуации региона.

Совместно с общеобразовательными учреждениями допол­нительное образование составляет целостную образовательную систему, в которой ребенок развивается.

Система дополнительного образования включает в себя две основные части:

- дополнительное образование в специализированных уч­реждениях;

- дополнительное образование на базе общеобразователь­ных учреждений.

Учреждения дополнительного образования делятся:

- По направленности: многопрофильные и профильные.

- По времени существования: долговременные и времен­ные.

- По типам:

- Центр творчества (деятельность в своем учреждении и округах).

- Дворец или дом творчества (специально построенное уч­реждение).

- Станция (профильное учреждение, специально оборудо­ванное для обучения по профильным программам, для ведении наблюдения и исследования).

- Школа (спортивная, музыкальная, театральная) — про­фильное учреждение.

- Студия (сочетает в работе учебную, экспериментальную, практическую деятельность).

- Клуб (совместная деятельность, отдых, общение, развле­чение).

- Детский лагерь — временное учреждение, специально оборудованное.

- Детский парк (природная среда или парковая зона).

 

Работа социального педагога по организации досуга детей школьного возраста имеет важнейшее воспитательное значение для развития их личности, успешной социализации в обществен­ной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности.

Социальный педагог органи­зует досуг детей таким образом, чтобы это служило успешным условием развития социально значимых качеств личности. Для этого необходимо, прежде всего, представить работу социально­го педагога в трех аспектах: диагностическом, организационном и просветительском.

1. Диагностическое направление деятельности социально­го педагога. Диагностика мотивации, потребностей и интересов детей в досуговой сфере проводится с применением следующих мето­дов и форм работы:

- проведение анкетирования, опросов, тестирования инте­ресов и склонностей (возможно, совместно со школьным психо­логом и родителями);

- индивидуальное собеседование, заполнение «Карты инте­ресов» (на каждого ребенка или только на проблемных подрост­ков из категории «трудных»): какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизическим индивидуальным возможностям ребят, какая необходима им помощь и т.п.;

- наблюдение за детьми;

- беседы с родителями и руководителями кружков, спортивных секций клубов.

2. Организационное направление. Организация помощи в выборе занятия в сфере дополнительного образования:

- проведение различных форм досуговых мероприятий, раскрывающих таланты и способности школьников;

- рекомендация и направление ребят в объединения до­полнительного образования, кружки, секции, студии не только в школе, но и учреждения района, округа, города.

3. Просветительское направление деятельности социаль­ного педагога. Просвещение учащихся по организации культурного досу­га как рекреативной и реабилитационной сферы жизнедеятель­ности человека, так и сферы развития кругозора и интересов, выбора профессии. Благоприятное развитие личности школь­ников в сфере досуга происходит, если социальный педагог со­блюдает следующие принципы:

- добровольность выбора детьми форм и содержания досуга;

- принцип самоуправления - ребята сами выступают орга­низаторами своего досуга;

- чередование нагрузки и форм организации досуга (от шумной дискотеки - к спокойному общению школьников в кругу).

Эффективность результатов деятельности социального педагога зависит от сочетания форм индивидуальной и группо­вой работы.

Индивидуальная работа социального педагога с учащими­ся проводится в форме бесед, консультаций, собеседований, за­полнения диагностического материала. Групповые формы работысоциального педагога осуществ­ляются в работе с детским объединением (кружок, клуб, детс­кое общественное объединение, ученическое самоуправление).

 

 

Одаренность — системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достиже­ния человеком более высоких (необычных, незаурядных) ре­зультатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — ребенок, который выделяется ярки­ми, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

При организации практической работы с детьми не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в пла­не констатации (жесткой фиксации) его статуса. Так как иногда бывает что, ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «ода­ренный ребенок» следует использовать понятие «ребенок с призна­ками одаренности».

Признаки одаренности — те особенности одаренного ребен­ка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.

Талантливый ребенок — это ребенок с такими ре­зультатами выполнения деятельности, которые отвечают требова­нию объективной новизны и социальной значимости.

Среди критериев выделения видов одаренности можно на­звать следующие.

1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающая ее сфера психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер. К основным видам деятельности относятся практическая, те­оретическая (учитывая детский возраст, говорят о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и ду­ховно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуаль­ной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную и потенциальную одарен­ность.

3. В соответствии с критерием «форма проявления» разли­чают явную (проявляется в деятельности ребенка дос­таточно ярко и отчетливо) и скрытую (проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме) одаренность.

4. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую и специальную одаренность.

5. По критерию «особенности возрастного развития» можно выделить раннюю и позднюю одаренность.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с многоаспектным анализом развития конкретного ре­бенка. Могут быть сформулированы следующие принципы выяв­ления одаренных детей:

- комплексный характер оценивания разных сторон по­ведения и деятельности ребенка;

- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях),

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, ко­торые в максимальной мере соответствуют его склонностям и ин­тересам (включение в специально организованные предметно - игровые занятия, вовлечение в различные формы соответствую­щей предметной деятельности и т.д.);

- использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, сни­мать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;

- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предмет­ной области деятельности.

- оценка признаков одаренности ребенка не только по от­ношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраива­нием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).

Хотя все одаренные дети являются разными — по темпера­менту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям, тем не менее, существуют общие особенности лич­ности, характеризующие большинство одаренных детей и под­ростков.

Наиболее важной характеристикой личности детей с прояв­лениями одаренности является особая система ценностей, т. е - система личностных приоритетов, важнейшее место в которой за­нимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм - стремление добиться совершенства в выполнении деятельности).

Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характе­ризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Впол­не закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростов весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, само­оценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью.

Важная особенность личности ребенка, проявляющего при­знаки одаренности, так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей де­ятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним).

У многих одаренных детей наблюдается повышенная чувстви­тельность и связанная с ней особая эмоциональная нестабильность.

К основным направлениям работы социального педагога с одаренными детьми могут быть отнесены следующие:

- совместно с другими сотрудниками учреждения выявляет и ведет учет детей с признаками одаренности; устанавливает контакт с семьей тако­го ребенка;

- совместно с родителями ведет поиск возможности определить ре­бенка в специализированное учреждение, секцию, кружок, клуб;

- совместно с администрацией образовательного учреждения изыс­кивает возможности для создания на базе учреждения различных творческих групп (преимущественно с бесплатным обучением или на льготных условиях для детей из малообеспеченных семей);

- совместно с практическим психологом проводит комплексные ис­следования личностных особенностей ребенка с признаками одаренности, определение его сложностей при взаимодействии с ровесниками, учителя­ми; осуществляет разработку и реализацию индивидуальной программы по развитию социально значимых качеств личности.