Военные суды в РФ
Вопросы создания, деятельности военных судов в России регулируются ФКЗ «О военных судах РФ» от 23.06.99 № 1-ФКЗ.
Военные суды РФ - федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Характеристика военных судов:
a) военные суды входят в подсистему судов общей юрисдикции и выполняют те же задачи, что и невоенные суды общей юрисдикции;
b) военные суды обязаны строго следовать принципу законности и соблюдать в своей деятельности требования закона; защищать права и свободы граждан; охранять права и законные интересы общества и государства;
c) военные суды не рассматривают дела об административных правонарушениях и не дают разъяснений по вопросам судебной практики;
d) военные суды рассматривают уголовные и гражданские дела с участием строго определенных категорий граждан;
e) в исключительной подведомственности военных судов находятся дела о преступлениях против военной службы;
f) расположение военных судов связано не с административно-территориальным делением страны, а с дислокацией соответствующих воинских формирований (флотов, видов войск и пр.), которые могут находиться и за пределами РФ;
g) высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет ВС РФ;
h) при осуществлении судебных полномочий военные суды независимы и не подчиняются никаким органам военного управления, в том числе и командованию соответствующего воинского формирования.
Структура военных судов в России:
¾ гарнизонные суды;
¾ окружные (флотские) суды (окружные военные суды создаются по месту дислокации воинских частей; как правило, один окружной военный суд охватывает территорию нескольких субъектов РФ. Флотские суды по своему статусу приравнены к окружным);
¾ Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Институт мировых судей в РФ
Институт мировых судей - нововведение российской судебной системы, хотя правильнее говорить о возрождении отечественных традиций правосудия. Мировые судьи осуществляли свою деятельность в России в последней четверти XIX - начале XX вв. Формированию этого института способствовали реформы Александра II (1861 - 1874). Цель создания института мировых судей в РФ - приблизить правосудие к народу путем передачи несложных дел от профессиональных судей на рассмотрение уважаемыми гражданами того или иного населенного пункта, а также упростить судебную процедуру по несложным делам.
Нормативная база деятельности мировых судей в РФ:
¾ Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" от 31.12.96 (в ред. от 15.12.2001 № 5-ФКЗ);
¾ Федеральный закон "О мировых судьях в РФ" от 17.12.98 № 188-ФЗ;
¾ Федеральный закон "Об общем числе мировых судей и количестве су
Современные российские мировые судьи по своему статусу - судьи субъектов федерации и входят в единую судебную систему РФ. Мировые судьи единолично рассматривают в первой инстанции:
a) уголовные дела небольшой тяжести, за которые может быть назначено наказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа;
b) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
c) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;
d) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления;
e) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
f) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
g) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ.
Мировые судьи рассматривают дела в соответствии с законодательством РФ. Решения, законные распоряжения мировых судей носят обязательный характер и подлежат исполнению.
Мировым судьей может быть гражданин РФ:
¾ достигший 25 лет;
¾ имеющий высшее юридическое образование;
¾ опыт работы по юридической специальности не менее 5 лет;
¾ сдавший квалификационный экзамен и рекомендованный квалификационной коллегией на должность мирового судьи (судьи со стажем более 5 лет освобождаются от сдачи экзамена).
Лица, прошедшие отбор:
¾ назначаются на должность мирового судьи законодательным (представительным) органом госвласти субъекта федерации;
¾ избираются населением соответствующего судебного участка. Мировой судья назначается (избирается) на срок не менее 5 лет с правом повторного избрания (назначения).
Мировым судьям запрещается совмещать работу мирового судьи с иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной и творческой; они пользуются правами судьи РФ. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков (создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс.).
Согласно концепции судебно-правовой реформы в России мировые судьи позволят значительно разгрузить федеральные суды и смогут рассматривать около 30% уголовных и 50% гражданских дел.