ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ
Имеют ли люди с одинаковыми генами сравнимые умственные способности? Ответ на этот вопрос, безусловно, положительный.
Исследователи и спрашивают, имеют ли приемные и родные дети одних родителей, благодаря одинаковой среде, одни и те же способности. В детстве показатели тестов на умственные способности приемных братьев и сестер имеют несущественную корреляцию. Но с возрастом их умственная схожесть исчезает, поскольку эффект общего воспитания уменьшается. В зрелом возрасте данная корреляция приблизительно равна нулю (McGue & others, 1993). Подобные открытия противоречат расхожему мнению, что по мере накопления жизненного опыта влияние внешней среды на такие свойства, как ум, увеличивается. Фактически более правдоподобным оказывается противоположное [мнение: с возрастом генетическое различие становится более очевидным (Bouchard, 1995, 1996; Plomin, 1986).
Исследователи также сравнивают показатели тестов на умственные способности приемных детей с соответствующими показателями их биологических родителей, от которых они и получили свои гены, а также их приемных родителей, которые создали для них домашнюю обстановку. Особенности интеллекта приемных детей ближе к их биологическим, а не приемным родителям. Важно также, попадают ли приемные дети в интеллектуально богатую или бедную среду (Turkheimer 1991). Как заметила Сандра Скарр (Scarr, 1989), „воспитание в одном и том же доме не приблизит вас по особенностям интеллекта к вашим приемным братьям и сестрам так, как это сделает генетическое родство".
Вспомните значение термина ..наследственность" (см. гл. 2, с. 111). Когда мы говорим, что наследуемость интеллектуальных особенностей, объясняемых генетическими факторами, равна приблизительно 50 и более процентам, то это не значит, что гены отвечают за 50 и более процентов вашего интеллекта, а внешние факторы — за остальное. На самом деле это означает свыше 50% различий интеллекта внутри группы людей. Ошибку в этом вопросе делают так часто, что следует еще раз повторить: нельзя утверждать, что та или иная процентная доля интеллекта индивида унаследована. Наследуемость говорит о том, насколько различия между людьми можно отнести на счет генетических факторов.
Но и это заключение требует уточнения, так как разные исследования определяют различный уровень наследуемости. Если мы, следуя совету Марка Твена, будем растить детей до 12-летнего возраста запертыми в бочках и кормить их через отверстие, то в результате мы получим уровень интеллекта значительно ниже нормального. В условиях равенства факторов внешней среды коэффициент интеллекта этих детей в возрасте 12 лет различался бы только за счет наследственности, то есть наследуемость различий между детьми приближалась бы к 100% . Чем более одинаковые условия воспитания и жизни детей, тем большее значение имеет фактор наследственности. С другой стороны, если сравнивать людей со сходной наследственностью, воспитанных в совершенно разных условиях (один — в бочке, другой — в обеспеченной интеллигентной семье), то наследуемость особенностей интеллекта (различия, обусловленные генетически) будет низкой.
Следует помнить, что гены и окружение взаимосвязаны. Школьники с математическими способностями с большей вероятностью продолжат учебу в гимназии с математическим уклоном, а затем в тестах на определение математических способностей покажут более высокие результаты благодаря и генетическим, и внешним факторам (способности+обучение). Таким образом, наши гены формируют наше окружение, а оно, в свою очередь, формирует нас.