Отличительные признаки творчиства

Понятийный аппарат креатологии.

 

 

В деловой и личной жизни человека встречаются ситуации двух типов. В первой — человек знает способудовлетворения той или иной своей потребности. И тогда он действует на основе этого знания, по готовому рецепту, шаблону или алгоритму. Эта деятельность называется репродуктивной (от латинского гергойисо — повторно производить).

Во второй — человек не знает способовудовлетворения возникшей потребности. Ситуация становится проблемной.

Противоречие между потребностью и средством ее удовлетворения (из-за отсутствия этого средства или его неизвестности данному человеку) является ядром проблемной ситуации.

Противоречие - сложная категория философии. Стоит вспомнить, что диалектическое противоречие само изменяется — по соотношению старого и нового — проходя несколько состояний. Так, вначале, при тождестве наблюдается лишь небольшое несовпадение старых и новых свойств изменяющегося предмета или явления. И это несовпадение еще неявно, в старом скрыты ростки нового. Потом идет различие, где отличий в свойствах уже значительно больше и они явны. При этом новое сосуществует со старым. Затем следует противоположность,в которой новое выдвигается на первый план и старое в большей мере отрицается новым. И, наконец, наступает собственно противоречие,где старое отрицается новым полностью.

Итак, для решения проблемы, как указывалось, человек вначале вспоминает, ищет известный, традиционный способ решения, обычно в области своих профессиональных знаний, либо опыта. Не найдя или не вспомнив нужных в данном случае знаний, человек обычно начинает искать решения с помощью компромиссов. Однако часто такие решения, особенно сложных проблем, являются либо неприемлемыми вообще, либо слабыми, малоэффективными. Оценив бесперспективность и этого пути, специалист осуществляет поискнового способа действия, удовлетворяющего, в конечном счете, возникшую потребность, причем способа, обеспечивающего именно разрешение противоречия. В этом случае обычно деятельность человека становится весьма продуктивной, по-настоящему творческой.

Таким образом, творчествовыступает здесь как созидательная и развивающая деятельность, включающая последовательно три ее составляющие или грани:

выявление противоречия,нередко — в процессе его формулирования;

разрешение противоречия,вначале обычно — на уровне идеи;

развитиеидеи до уровня реализуемого решения(задачи или проблемы в целом) или развитиеобъекта.

Указанные три действия (выявление — разрешение — развитие)составляют основное содержание творческой деятельности и являются ее отличительными признаками.Важнейшим, определяющим среди них является разрешение противоречияв процессе поиска идеи.

 

Приведем известные примеры разрешения противоречий в процессе создания изобретений. В начале Великой Отечественной войны выявилась необходимость в самолете-штурмовике, который бы сочетал в себе легкость и маневренность истребителя и мощную броневую защиту бомбардировщика. Но если навесить необходимую дополнительную броню на стенки фюзеляжа такого самолета — он будет так утяжелен, что просто не взлетит. Как быть?

Решение нашли, сделав стенки — из самой брони, то есть совместивфункции стенок и броневой защиты. Так был создан знаменитый в войну самолет "Лавоч-кин-5".

Такой метод творчества — совмещения функций - хорошо известен и популярен в современной креатологии.

Другой пример. Когда самыми передовыми конструкторами — космической техники — было почти закончено создание межпланетной станции "Венера", возникла необходимость размещения в ней одного прибора, весом 3 кг. Конструкторы категорически запротестовали: "Что вы, обсчитан каждый грамм, больше — никак нельзя!"

Но проведенный функциональный анализ позволил выявить в станции балластную чушку примерно такого же веса (где нужен был лишь этот вес), которую и заменили нужным прибором.

Описанные выше три основные действия — это внутренниепризнаки творчества. Они легко понимаемы, но сами обычно выявляются сложно. И неочень удобны тогда, когда необходимо определить, было ли, имело ли местов данном случае именно творчество. Например — создано ли изобретение,или это просто — тривиальное, нетворческое решение?!

В целях упрощения способа ответа на такой вопрос часто обращаются коценке не самой творческой деятельности, а ее результатов(особенно—в случае изобретательскоготворчества), которые являются внешними,более удобно определяемыми и используемыми признаками творчества.

Существует также много подходов к формированию оценки таких результатов изобретательства. Ниже приведена наиболее обоснованная иуниверсальная оценка, опирающаяся на сочетание двух основных признаков: