Просвещенный абсолютизм в России

Екатерина 2 (1762-1796)

Она свступила на русский престол в 33 года после переворота в 1762г. В условиях феодального разложение (феодально-крепостнического строя) она должна было выработатьл политику, отвечающую новым условиям, такая политика получила название просвещенного абсолютизма. Под просвещенным абсолютизмом следует понимать такую политику, которая использую лозунги и идеи просветителей 18 в ( Вольтера, Монтескье, Руссо) видевших путь к созданию справедливого общества в деятельности просвещенных монархов. Преслодовала цель – приспособить страрые порядки путем несущественных реформ к развитию буржуазных отношений.

В ервые годы царствование он а проводила активную законо-творческую деятельность (в среднем в месяц 22 акта).

В 1763г Екатерина 2 провела реформу Сената, он был разделен на 6 департаментов, это улучшило управление страной из центра. Но лишила Сенат законодательной функции. Эта функция переходила к императрицеот сюда Абсолютизм.

В 1764 г было отменено гетманство на Украине. Автономия Украины была ликвидирована.

В 1764 г Екатерина провела секуляризацию церковных земель и имущества. Бывшие монастырские крестьяне перешли под власть гос-ва. Сокращалось кол-во монастырей. В этом же году был издан указ об организации воспитательного общества благородных девиц для дворянства на 200 мест при Смольном женском монастры в Петербурге. Спустя 2 года было открыто медицинское училище

Куда принимали девочек из всех сословий. Так было положено начало женского образование.

Созыв уложенной комиссии. Т к соборное уложение устарело. В комиссии были представлены все сословия, она начала работать в 1767. Работа комисси продолжалась год с небольшим. Была распщена. Комисси показала Екатерине 2 что дворянство продолжает оставаться соц опорой царизма.

Родищев, Новиков, - просветители в России. С именем Родищева связано формирование революционной идеологии т е требования уничтожение самодержавно-крепостнического строя революционным насильственным путем. Он излагает в своем произведении «путешествие из Петербурга в Москву» он излагает свои мысли. Говорит крепостничество – рабство.

Екатерина назвала Радищева бунтавщиком, Радищев был арестован и приговорен к казни, которую потом заменили 10летней ссылкой.

В 1796 году после смерти Екат Павел ее сын вернул Радищева, а при Алекс 1 был привлечен к состзаконов.

Радищев был единственным русским революционером 18в.

Крупнейшим деятелем был и Новиков. – писатель и журналисть (вторая половина 18в) занимался издательской деятельностью, его сатирические журналы : Трутель и Живописец, Бичевали пороки вызванные деспотичеством, его мысль – крестьяне ткие же люди как и дворяне.

В развитии образования прослеживались 2 тенденции: 1) расширение сети учебных заведений, увеличивается число народных школ. 2) закрепление принципа сословности образование. Расширение сети учеб заведений только для дворян.

Увеличилось число кадетских корпусов. Возникает новый тип учебного заведения – благородный пансион. Огромную роль в распространении образования играл Бедский – сторонник воспитания детей в отдельных заведениях типа воспитательного дома, где могли бы находится дети из неблагополучных семей и сироты. Т е открывались детсткие дома. Открывается комерческое училище для куечества и Смольный институт благородных девиц. Главным научным центором оставалась Академия наук (1725) а в 1755г был открыт Московский университет. В 1773г – Горное училище. В 1783 г – Российская академия по изучению русского языка и грамматики во главе – княгиня Дашкова. Выдающуюся роль в развитии русской науки сыграл Ломоносов.

Взлет технической мысли связан с именем Ползунова. Он изобрел паровую машину раньше на 20 лет чем Джеймс Уат. Изобретатель механик Кулибин изобретает самобеглую коляску, лифт и зеркальный фонарь. В литературе господствует классицизм(самароков) затем сменил его романтизм(карамзин – бедная лиза). Развивается поэзия.