Развитие эмпиризма в Англии

В противоположность рационалистической метафизике Декарта принципы эмпиризма, провозглашенные Бэконом, получили свое дальнейшее развитие у английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). Основные его работы «О теле» (1655), «О человеке» (1658), которые органически дополняют трактат «О гражданине». Эта трилогия составляет цельный и систематический обзор философских, социальных и политических воззрений Гоббса.

Гоббс полагал, что процесс познания начинается с чувственного опыта. Причина ощущений — вне нас, внешние тела оказывают воздействия на органы чувств, вследствие чего в мозгу возникают их об­разы. Гоббс говорит, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которое не было бы порождено первоначально в органах ощущения. На чувственном опыте основано мыш­ление и язык, теоретические утверждения, наука. Отме­тим важную социально-политическую концепцию Гоббса. Он говорит о двух состояниях человеческого общества — естественном и государственном. В естественном состоя­нии человек живет своими чувствами, желаниями, стра­стями, каждый человек не только хочет сохранить свою свободу, но и склонен приобрести господство над други­ми. Отсюда возникает война всех против всех («человек человеку волк»). Но затем страх за свою жизнь приводит людей к осознанию необходимости перехода от естествен­ного состояния к гражданскому, государственному. Путем общественного договора создается государственная власть, чтобы положить конец всеобщей войне всех против всех.

Различение Гоббсом характера «распространенности» и остальных свойств тел повлияло и на мышление Д. Локка.

Из последовательного отрицания врожденных идей логически вытекает и факт, что человек не может иметь врожденной идеи Бога - божественной субстанции (Декарт).

Джон Локк (1632 -1704 гг.) - представитель эмпирической линии в английской философии. Его главный философский трактат — «Опыт о человеческом разуме» (1690), в котором он дает системное изложение своих гносеологических и онтологических воззрений.

Локк подверг критике концепцию врожденных идей. Он исходил из трех основных положе­ний:

1. Нет врожденных идей, все знания рождаются в опыте и из опыта.

2. «Душа» (или разум) человека при рождении есть tabula rasa («чистая дощечка»).

3. Нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощуще­ниях, чувствах.

Локк показывал, как идет движение от простых идей к сложным.