SWOT-АНАЛИЗ
Стратегические проблемы организации
Еще один необходимый вопрос - стратегически проблемы (т.е. проблемы, имеющие стратегические последствия).
Например, недоверие покупателей к компании Ford и, в частности, к ее внедорожникам Explorer, вызванные частыми разрывами шин Firestone, потребовало разработки программы исправления ситуации и надлежащего управления задействованными в конфликте торговыми марками.
Нельзя путать стратегические проблемы со слабыми сторонами или недостатками бизнеса, т.е. отсутствием определенных активов (например, благоприятного расположения) или компетенций (навык вывода на рынок новых товаров). Слабости и недостатки посредством корректировки стратегии должны постепенно устраняться. Стратегические проблемы, напротив, требуют агрессивного решения, даже если его выполнение потребует значительных средств и усилий.
SWOT-анализ – метод разработки стратегических альтернатив, основанный на рассмотрении взаимного влияния друг на друга наиболее значимых сильных и слабых сторон организации, угроз и возможностей внешней среды. Название метода SWOT-сформировано по первым буквам английских слов:
S | - | Strengths | Сильные стороны организации |
W | - | Weaknesses | Слабые стороны организации |
O | - | Opportunities | Благоприятные факторы (возможности) внешней среды |
T | - | Threats | Неблагоприятные факторы (угрозы) внешней среды |
Метод позволяет обобщить результаты анализа общего и ближайшего внешнего окружения, а также внутренней среды организации, выявить наиболее существенные угрозы и возможности, сильные и слабые стороны, оценить их взаимное влияние, разработать стратегическую реакцию.
Основная идея метода заключается в том, что любые угрозы внешней среды могут быть нивелированы сильными сторонами организации, либо подкреплены слабыми сторонами. Аналогичным образом возможности, предоставляемые внешней средой могут быть упущены из-за слабых сторон предприятия, либо усилены благодаря наличию определенных сильных сторон. Поэтому в процессе SWOT-анализа проводится попарное сравнение тенденций внешней и внутренней среды с целью выявления синергетического эффекта от их взаимодействия.
Анализ проводится в следующей последовательности:
1. Построение основной матрицы SWOT-анализа, обобщение значимых сильных и слабых сторон организации, угроз и возможностей внешней среды.
2. Построение вспомогательной матрицы SWOT-анализа – выбор согласующихся и конфликтующих пар.
3. Проведение анализа согласующихся пар. Разработка стратегических альтернатив.
4. Выбор вероятной стратегической реакции предприятия на изменения.