Нидерланды (Голландия, Люксембург, Бельгия), Германия, Франция, Англия, Испания

Северное Возрождение

Итальянское Возрождение

Проторенессанс (предвозрождение) (Треченто) конец XIII-XIV вв.   Словесность: Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Боккаччо (1313-1375). Живопись: Джотто (1266/67-1337).
Раннее Возрождение (Кватроченто) XV в. «Отцы Возрождения»: Мазаччо (1401-1428, живопись), Донателло (ок.1386-1466, скульптура), Брунеллески (1377-1446, архитектура)
Высокое Возрождение (золотой век) (Чинквеченто) конец XV - первая половина XVI в. Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), Микеланджело Буонаротти (1475-1564).
Общеев культуре итальянского и Северного Возрождения открытие природы и человека, глубокий интерес к личности, к ее облику и характеру
Отличие Источники и пути этого открытия
Италия через освоение знаний и античное наследие с его красотой, гармонией, соразмерностью
Нидерланды на фоне освободительной войны против феодально-католической Испании
Германия на фоне мощного движения за церковную реформу (Реформа­ция, начало протестант­ского направления в христианстве)
Франция   в обстановке борьбы против духовной диктатуры католической церкви, на фоне утверждения абсолютной монархии
Философская основа Северного Возрождения Пантеизм (учение о растворенности Бога в природе) - природа наделялась божественными атрибутами – появление жанра пейзажа
Характер культуры Северного Возрождения   - оно менее знакомо с античностью. Сближение с античностью произошло через Италию в конце XV в., - искусство тесно связано с поздней готикой, акцент сделан на благочестии. Оно развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону мирского. - в нем больше религиозного чувства, символики
  Особенности Северного Возрождения  
Нидерланды Живопись: нет ощущения титанизма и всемогущества человеческой личности, как у итальянцев; поэтизация «среднего человека», религиозно-почтительное отношение к вещественным деталям, которые являются для них носителями тайного смысла. Отсюда - большое место занимает символизм; гротеск братья Г. (ум. в 1426) и Я. ван Эйки (ок.1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1400-1464), Г.Мемлинг (1433-1494). И.Босх (1450-1516). Питер Брейгель Старший (1525/30-1569).
  Литература: критическое отношение к схоластике Эразм Роттердамский (1469-1536).
Германия графика, пейзаж, портрет, бытовая картина. Отличие от итальянской живописи: передача характера, а не красоты Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Лукас Кранах Старший (1472-1553).
  Сатирическая литература Ганс Сакс (1494-1576), Иоганн Фишарт (1546-1590)
Франция Литература, поэзия: утверждение идеи рационализма, сатира, отражение идеала раскрепощенной личности Мишель де Монтень (1533-1592) Франсуа Рабле (1494-1553), Пьер де Ронсар (1524-1585), Жоакен Дю Белле (1522-1566), Агриппа д'Обинье (1552-1630), Луиза Лабе (1525-1565).
  Жанр портрета Ж.Фуке (ок.1420-1481), Ж.Клуэ (ок.1475-1540), Ф.Клуэ (ок.1505-1572)
Англия Социальная философия Томас Мор (1478-1535)
  Театр: трагедии Вильям Шекс­пир (1564-1616)
Испания Литература: рыцарские и плутовские романы Мигель де Сервантес (1547-1616), Франсиско де Кеведо (1580-1645)
Значение культурного европейского процесса XV-XVI вв.: - открытие индивидуальности человека, его способности к творческой деятельности, - уси­ление светских мотивов, независимости от церкви различных сфер жизни общества: искусства, философии, литературы, образования, науки