Сущность, функции и выгоды планирования.


Тактическое и оперативное планирование

Стратегическое планирование

Сущность, функции и выгоды планирования

Тема 2. Функция планирования

 

Планирование - первая и основная функция менеджмента; это подготовка принятия решений о целях и средствах их достижения путем целенаправленного сравнения различных альтернативных вариантов действий в ожидаемых условиях. В ходе планирования разрабатываются планы.

План - это: 1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; 2) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

Отсутствие планирование приводит к следующему:

- организации не понимают поставленных целей и будущих задач;

- бизнес не рассматривается как непрерывный процесс, где текущие действия связаны с будущими;

- организация более уязвима по сравнению с конкурентами.

Применение планирования несет следующие выгоды:

- улучшает координацию действий в организации;

- позволяет организации учитывать быстрые изменения во внешней среде;

- делает возможным реализацию благоприятных возможностей для организации;

- улучшает информационный обмен;

- способствует оптимальному распределению ресурсов;

- четко определяет обязанности и ответственность персонала;

- улучшает контроль в организации.

Существует множество видов планирования, которые классифицируются по следующим критериям:

1. По степени охвата:

а) общее планирование - охватывает все области, относящиеся к данному вопросу (например, планирование набора студентов в ВУЗ);

б) частное планирование - охватывает одну, конкретную область (например, планирование набора студентов в ВУЗ на специальность «Финансы и кредит» отделения заочного обучения).

2. По содержанию планирования в аспекте предпринимательской деятельности:

а) стратегическое планирование - связано с поиском новых возможностей развития организации; ориентировано на длительный период (от пяти и более лет);

б) тактическое планирование - относится к созданию предпосылок для стратегического планирования, т.е. его реализации;

в) оперативное планирование - непосредственно процесс реализации намеченных в стратегическом и тактическом планах показателей.

3. По предмету планирования:

а) целевое планирование - это разработка целей, миссии организации;

б) планирование средств - финансов, персонала и т.д.;

в) программное планирование - разработка крупных программ (сбыта, производства);

г) планирование действий - конкретных организационных мероприятий.

4. По сферам функционирования:

а) планирование сбыта;

б) планирование производства;

в) планирование маркетинга и т.д.

5. По срокам планирования:

а) краткосрочное (планирование в рамках до 1 года);

б) среднесрочное (от 1 года до 3 лет);

в) долгосрочное (свыше 3 лет).

6. По учету изменения данных:

а) жесткое планирование - показатели плана должны оставаться неизменными;

б) гибкое планирование - плановые показатели могут меняться в зависимости от изменений факторов внешней и/или внутренней среды.

Можно выделить три основных функции управленческой деятельности в рамках процесса планирования:

1. Распределение ресурсов - включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, управленческие кадры и технологический опыт.

2. Адаптация к внешней среде - охватывает все действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением.

3.Внутренняя координация - это координация деятельности организации, учитывающая ее сильные и слабые стороны с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.