Доктрина информационной безопасности России
СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЛЕКЦИЯ 22. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1. Волошин М. Лики творчества. Л.,1988.
2. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М., 1989.
3. Зезина М.Ц., Кошман Л-В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.
4. История эстетической мысли. В 6 т. М., 1987. Т. 4.
5. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров ВА. История СССР с древнейших времен до 1861 года. - М., 1989.
6. Пушкин в русской философской критике. М., 1990.
7. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-х - 1910-х годов. М., 1988.
8. Федотов Г.П. Судьбы и грехи России. В 2 т. М., 1991.
Особенности концепции национальной безопасности России. Уровень защищенности сведений, составляющих различные виды тайны. Недостатки в системе защиты, их основные причины. В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, организаций и граждан России по обеспечению национальных интересов и безопасности Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 была утверждена Концепция национальной безопасности РФ, которая развивает воззрения, способствующие формированию идеологии многополярного мира на основе укрепления экономических и политических позиций значительного числа государств, их интеграционных связей, а также совершенствования механизмов многостороннего управления международными процессами.
Концепция национальной безопасности - это политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Оценка существующих и потенциальных источников угроз безопасности России требует системного анализа, свободного от идеологических соображений и политической конъюнктуры. Источники угроз безопасности России по объективному признаку их реального существования или по научно обоснованному предвидению их возникновения могут быть классифицированы следующим образом: территориальные претензии; посягательства на государственное единство и территориальную целостность страны; локальные войны и вооруженные конфликты (прежде всего в непосредственной близости от границ России); распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, увеличивающее возможность его применения (в том числе несанкционированного); ущемление экономических интересов государства; посягательство на национальное достояние (в том числе природные богатства страны); нанесение ущерба экологической,информационной, технологической и другим системам жизнеобеспечения; качественное и количественное наращивание вооруженных сил и вооружений другими странами, расширение военных блоков и союзов в ущерб национальным интересам и безопасности России; вмешательство во внутренние дела государства; дискриминация граждан Российской Федерации в зарубежных странах; нападение на российские объекты, расположенные на территории зарубежных государств; национал-экстремизм, вооруженный сепаратизм, воинствующий фундаментализм; международный терроризм1.
Все эти угрозы самым тесным образом связаны с активным воздействием внешних факторов на личность, общество, государство через единое информационное пространство. В рамках Концепции национальной безопасности в сентябре 2000 г. Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности РФ, которая призвана обеспечить баланс интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Она представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России. В ней раскрываются понятия и термины, связанные с информационной безопасностью, рассматриваются особенности обеспечения информационной безопасности в различных сферах жизнедеятельности государства, дается классификация угроз информационной безопасности.
В соответствии с этой доктриной под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества игосударства.
1 См.: Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. - М., 2002. С. 66-71
Доктрина выделяет основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:
- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;
- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;
- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В соответствии с этими интересами страны определены основные виды и источники угроз ее информационной безопасности. В этом качестве выступают: угрозы конституционным правам и свободам человека в области духовной жизни и информационной деятельности; угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации; угрозы развитию индустрии средств массовой информации, телекоммуникации, связи, обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования информационных ресурсов; угрозы безопасности информации и телекоммуникационных средств и систем.
Реализация и развитие этих угроз могут включать: противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое, общественное сознание; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации); блокирование деятельности государственных средств массовой информации; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации, связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации, связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности; противоправный сбор и использование информации; внедрение в аппаратныеи программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия; разработкаи применение вредоносных программ; уничтожение, повреждение, радиоэлектронноеподавление или разрушение средств и систем обработкии передачи информации; компрометация ключей и средств криптографической защиты информации; утечка информации по техническим каналам; внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические каналы передачи информации, средства ее обработки, хранения; уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи с целью дешифрования этой информации и навязывания ложных сведений; использование несертифицированных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации.
В результате реализации угроз информационной безопасности может быть нанесен серьезный ущерб конституционным правам и свободам отдельных граждан, жизненно важным интересам общества и государства в правоохранительной политической, экономической, оборонной и других сферах1.
1 См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895).
Для того, чтобы обеспечить надлежащий уровень защищенности сведений, составляющих различные виды тайны, необходимо не только устранить либо свести к минимуму перечисленные угрозы, но и провести тщательный анализ основных недостатков в системе защиты информации, по результатам которого постараться устранить их основные причины. В материалах данной лекции основное внимание сконцентрировано на недостатках в области правового регулирования информационной безопасности государства, которые непосредственно затрагивают и другие сферы защиты информации - административные, процедурные, технические и другие.