Возникновение и развитие СППР
Время 2 часа.
Лекция № 3
по дисциплине «СППР»
(для студентов очной формы обучения)
Тема: «Возникновение и классификация СППР»
Цель: Познакомить студентов с условиями и необходимостью возникновения систем поддержки принятия решений. Рассмотреть классификации проблем принятия решений.
Введение (5 мин.)
1. Возникновение и развитие СППР. (25 мин)
2. Классификация СППР. (25 мин)
3. СППР базирующиеся на знаниях. (20 мин)
Выводы (5 мин.)
Основные понятия: классы системы поддержки принятия решений, технология подготовки принятия решений, этапы принятия решения
Литература:
Основная:
- Кігель В.Р. Методи і моделі підтримки прийняття рішень у ринковій економіці.: Монографія. К.: ЦУЛ, 2003. - 202с.
2. Зофья Миколайчук. Решение проблем в управлении. Принятие решений и организация работ / Пер. с польского- Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004, - 472с.
- Системи підтримки та прийняття рішень/ За ред. В. С. Ситника. - К.:
Техніка, 2005.- 164 с.
Дополнительная:
- Інформаційні системи і технології: Навч. Посіб. Для студ. Вищ.навч.закл./С.Г.Карпенко, В.В.Попов, Ю.А.Тарнавський, Г.А.Шпортюк. – К.: МАУП, 2004. – 192 с.: іл..
2. 1нформаційні системі i технологи в економіці/ За ред. проф. В. С.
Пономаренка. - К.: Видавничий центр "Академія", 2002. - 544 с.
С начала 70-х годов в США начали интенсивно развиваться работы по автоматизированной поддержки принятия управленческих решений, что способствовало в дальнейшем появлению ИС третьего поколения - СППР (Decision Support System - DSS). Эти системы существенно отличались от традиционных управляющих информационных систем (MIS),они были меньшими, интерактивными и разрабатывались с целью помочь конечным пользователям использовать данные и модели, чтобы решать слабоструктурированные и неструктурированные проблемы.
Термин СППР впервые был предложен Скоттом Мортоном в 1971 году для обозначения человеко-машинной системы принятия решений.
Системы поддержки принятия решений (DSS) –это интерактивные компьютерные системы, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений управления, объединяя данные, сложные аналитические модели и удобное для пользователя программное обеспечение в единую мощную систему, которая может поддерживать слабоструктурированное и неструктурированное принятие решения.
В 1980 году Спрейг предложил обобщенную архитектуру СППР, которая складывается из трех основных компонентов: данных, диалогов и моделирования.
![]() |
Пользователь взаимодействует с DSS через пользовательский интерфейс, выбирая частную модель и набор данных, которые использовать, а затем DSS представляет результаты пользователю через тот же самый пользовательский интерфейс.
Модель управления и управление данными в значительной степени действуют незаметно и варьируются от относительно простой типовой модели в электронной таблице до сложной комплексной модели планирования, основанной на математическом программировании. Основная цель DSS – дать пользователям инструментальные средства, необходимые для анализа важных блоков данных, используя легкоуправляемые сложные модели, гибким способом. DSS разработаны, чтобы предоставить возможности, а не просто, чтобы ответить на информационные потребности.
По сути, такая архитектура базовой модели СППР осталась неизменной до сих пор, однако название отдельных компонентов изменились в сторону обобщения.
В настоящее время, главными компонентами СППР являются: база данных, подсистема управления базой данных, интерфейс пользователя, база моделей и система управления базой моделей.