Тема 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ СВОЙСТВА.
Разработка методов передачи размеров единиц от эталонов рабочим средствам измерений.
Разработка методов оценки погрешностей, состояния средств измерения и контроля;
Обеспечение единства измерений;
Разработка теории, методов и средств измерений и контроля;
Установление единиц физических величин, государственных эталонов и образцовых средств измерений;
Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.
Примеры систем – система образования, энергетическая, экономическая, транспортная.
Свойства системы:
· сложность системы – зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а также от сложностей внутренних и внешних связей;
· делимость системы – означает, что она состоит из ряда подсистем или элементов выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретной цели и задачам;
· целостность системы – означает, что функционирование множества элементов системы подчинено единой цели;
· многообразие элементов системы и различия их природы – определяются их функциональной специфичностью и автономностью (например: в энергетической системе могут выделены такие элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части, готовая продукция, трудовые и денежные ресурсы;
· структурированность системы – определяет наличие устойчивых связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням иерархии.
Информационная система представляет собой телекоммуникационную систему по сбору, хранению, обработке, передачи информации об объекте и снабжению работников различных рангов информацией необходимой для реализации функций управления. Другими словами, ИС – это упорядоченная совокупность документированной информации и ИТ.
Свойства ИС:
· делимость – означает, что систему можно представить, как состоящую из относительно самостоятельных частей, каждую из которых можно рассмотреть как систему.
· Целостность – указывает на согласованность целей, функций всей системы с целями функционирования ее подсистем и отдельных элементов.
Сама идея ИС и некоторые принципы ее организации возникли задолго до появления ЗВМ. Библиотеки, архивы, адресные бюро, отдел кадров, телефонные справочники – все это ИС. Компьютеризация на несколько порядков повысила эффективность ИС, т. к.:
· резко возросли скорости обработки всех видов информации (ввода, поиска, передачи, размещения и т. д.)
· увеличились возможности хранения больших объемов информации (диски вместо бумаг и книг)
· благодаря пользованию электронной связью и сетей ЭВМ потеряло значение расстояния между ИС, источниками информации и ее клиентами, но не следует думать, что эффективность современных ИС достигается только применением современных технических средств. Надо хорошо проработать структурные, алгоритмические и языковые вопросы, т. е. разработать структуры данных, алгоритмы обработки информации и языки общения с системой.
Развитие ИС связано с появлением в США в 1946 г. первой ЭВМ. За короткий срок ЭВМ прошли в своем развитии 6 поколений. В соответствии с элементной базой ЭВМ развивались и ИС, пройдя в своем развитии 4 поколения:
1. 60 – 70 г. г. – строились на базе центральных ЭВМ по принципу «одно предприятие – один центр обработки»;
2. 70 – 80 г. г. – сделаны первые шаги в децентрализации ИС, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компаний, используя лишь компьютеры, соединенные с центральной ЭВМ. Новшеством стала двухуровневая организация системы обработки данных по принципу « центральные ЭВМ – миникомпьютеров офисов и отделений». Появляются высокопроизводительные системы управления базами данных пакеты прикладных коммерческих программ.
3. 80 – 90 г. г. – развитие корпоративного бизнеса потребовало объединение разрозненных рабочих мест в единую ИС. Появились сети, объединяющие разрозненные ИС и распределенная обработка, но в таких распределенных сетях стали появляться признаки иерархичности. Такая иерархическая структура, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами на верхнем уровне сочетается с распределенной обработкой на нижнем уровне составляют характерную черту ИС 4 поколения, развивающегося в настоящее время.
Тема 3. Классификация ИС
По назначению:
§ информационно-управляющие системы – это системы для сбора и обработки информации, необходимой для управления организацией, предприятием, отраслью;
§ системы поддержки принятия решений – предназначена для накопления и анализа данных, необходимых для принятия решения в различных сферах деятельности людей;
§ информационно – поисковые системы – системы, основное назначение которых – поиск информации, содержащейся в различных базах данных, различных вычислительных системах, разнесенных на значительные расстояния;
§ информационно – справочные системы – автоматизированные системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей справочной информацией;
§ системы обработки данных – класс ИС основной функцией, которой является обработка и архивация больших объемов данных.
В зависимости от уровня автоматизации:
- ручные ИС – все операции по переработке информации выполняет человек;
- автоматические ИС- все функции управления и обработки выполняется техническими средствами без участия человека;
- автоматизированные ИС – часть функций по обработке информации выполняется автоматически, а часть – человеком.
Классификация ИС по структуре аппаратных средств:
1. однопроцессорные ИС – строятся на базе одного процессора компьютера;
2. многопроцессорные системы – используются в работе несколько процессоров;
3. многомашинные системы – представляют собой вычислительные комплексы и делятся на:
- сосредоточенные вычислительные системы – весь комплекс оборудования сосредоточены в одном месте, поэтому для связи между отдельными компьютерами системы не требуются системы передачи данных;
- системы с удаленным доступом – обеспечивают связь между терминалами пользователей и вычислительными средствами методом передачи данных по каналам связи;
- вычислительные сети – взаимосвязанная совокупность территориально рассредоточенных систем обработки данных, средств и систем связи и передачи данных, обеспечивающая пользователям дистанционный доступ к вычислительным ресурсам и коллективное использование этих ресурсов.
Классификация по режиму работы:
- однопрограммный режим;
- мультипрограммный режим.
По характеру обслуживания пользователей:
· пакетный режим – обработка данных, или выполнение заданий, накопленных заранее таким образом, что пользователь не может влиять на обработку, пока она продолжается;
· индивидуальное пользование – все ресурсы системы представляются в распоряжение одного пользователя;
· коллективное пользование – возможен одновременный доступ нескольким независимым пользователям к ресурсам системы.
По характеру взаимодействия с пользователем:
· системы, работающие в диалоговом режиме – человек и система обмениваются информацией в темпе соизмеримом с темпом обработки информации;
· интерактивный режим – режим взаимодействия человека и процесса обработки информации, при котором человек в определенные моменты может влиять на ход обработки информации путем задания новых параметров;
· режим реального времени – режим обработки информации, при котором система одномоментно реагирует на внешние процессы, которые с ней взаимодействуют.