Тема 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ СВОЙСТВА.

Разработка методов передачи размеров единиц от эталонов рабочим средствам измерений.

Разработка методов оценки погрешностей, состояния средств измерения и контроля;

Обеспечение единства измерений;

Разработка теории, методов и средств измерений и контроля;

Установление единиц физических величин, государственных эталонов и образцовых средств измерений;

Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата.

 

Примеры систем – система образования, энергетическая, экономическая, транспортная.

Свойства системы:

· сложность системы – зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а также от сложностей внутренних и внешних связей;

· делимость системы – означает, что она состоит из ряда подсистем или элементов выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретной цели и задачам;

· целостность системы – означает, что функционирование множества элементов системы подчинено единой цели;

· многообразие элементов системы и различия их природы – определяются их функциональной специфичностью и автономностью (например: в энергетической системе могут выделены такие элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части, готовая продукция, трудовые и денежные ресурсы;

· структурированность системы – определяет наличие устойчивых связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням иерархии.

 

Информационная система представляет собой телекоммуникационную систему по сбору, хранению, обработке, передачи информации об объекте и снабжению работников различных рангов информацией необходимой для реализации функций управления. Другими словами, ИС – это упорядоченная совокупность документированной информации и ИТ.

 

Свойства ИС:

· делимость – означает, что систему можно представить, как состоящую из относительно самостоятельных частей, каждую из которых можно рассмотреть как систему.

 

· Целостность – указывает на согласованность целей, функций всей системы с целями функционирования ее подсистем и отдельных элементов.


Сама идея ИС и некоторые принципы ее организации возникли задолго до появления ЗВМ. Библиотеки, архивы, адресные бюро, отдел кадров, телефонные справочники – все это ИС. Компьютеризация на несколько порядков повысила эффективность ИС, т. к.:

 

· резко возросли скорости обработки всех видов информации (ввода, поиска, передачи, размещения и т. д.)

 

· увеличились возможности хранения больших объемов информации (диски вместо бумаг и книг)

 

· благодаря пользованию электронной связью и сетей ЭВМ потеряло значение расстояния между ИС, источниками информации и ее клиентами, но не следует думать, что эффективность современных ИС достигается только применением современных технических средств. Надо хорошо проработать структурные, алгоритмические и языковые вопросы, т. е. разработать структуры данных, алгоритмы обработки информации и языки общения с системой.

 

Развитие ИС связано с появлением в США в 1946 г. первой ЭВМ. За короткий срок ЭВМ прошли в своем развитии 6 поколений. В соответствии с элементной базой ЭВМ развивались и ИС, пройдя в своем развитии 4 поколения:

 

1. 60 – 70 г. г. – строились на базе центральных ЭВМ по принципу «одно предприятие – один центр обработки»;

 

2. 70 – 80 г. г. – сделаны первые шаги в децентрализации ИС, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компаний, используя лишь компьютеры, соединенные с центральной ЭВМ. Новшеством стала двухуровневая организация системы обработки данных по принципу « центральные ЭВМ – миникомпьютеров офисов и отделений». Появляются высокопроизводительные системы управления базами данных пакеты прикладных коммерческих программ.

 

3. 80 – 90 г. г. – развитие корпоративного бизнеса потребовало объединение разрозненных рабочих мест в единую ИС. Появились сети, объединяющие разрозненные ИС и распределенная обработка, но в таких распределенных сетях стали появляться признаки иерархичности. Такая иерархическая структура, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами на верхнем уровне сочетается с распределенной обработкой на нижнем уровне составляют характерную черту ИС 4 поколения, развивающегося в настоящее время.

 


Тема 3. Классификация ИС

По назначению:

§ информационно-управляющие системы – это системы для сбора и обработки информации, необходимой для управления организацией, предприятием, отраслью;

§ системы поддержки принятия решений – предназначена для накопления и анализа данных, необходимых для принятия решения в различных сферах деятельности людей;

§ информационно – поисковые системы – системы, основное назначение которых – поиск информации, содержащейся в различных базах данных, различных вычислительных системах, разнесенных на значительные расстояния;

§ информационно – справочные системы – автоматизированные системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей справочной информацией;

§ системы обработки данных – класс ИС основной функцией, которой является обработка и архивация больших объемов данных.

 

В зависимости от уровня автоматизации:

- ручные ИС – все операции по переработке информации выполняет человек;

- автоматические ИС- все функции управления и обработки выполняется техническими средствами без участия человека;

- автоматизированные ИС – часть функций по обработке информации выполняется автоматически, а часть – человеком.

 

Классификация ИС по структуре аппаратных средств:

1. однопроцессорные ИС – строятся на базе одного процессора компьютера;

2. многопроцессорные системы – используются в работе несколько процессоров;

3. многомашинные системы – представляют собой вычислительные комплексы и делятся на:

- сосредоточенные вычислительные системы – весь комплекс оборудования сосредоточены в одном месте, поэтому для связи между отдельными компьютерами системы не требуются системы передачи данных;

- системы с удаленным доступом – обеспечивают связь между терминалами пользователей и вычислительными средствами методом передачи данных по каналам связи;

- вычислительные сети – взаимосвязанная совокупность территориально рассредоточенных систем обработки данных, средств и систем связи и передачи данных, обеспечивающая пользователям дистанционный доступ к вычислительным ресурсам и коллективное использование этих ресурсов.

 

Классификация по режиму работы:

- однопрограммный режим;

- мультипрограммный режим.

 

По характеру обслуживания пользователей:

· пакетный режим – обработка данных, или выполнение заданий, накопленных заранее таким образом, что пользователь не может влиять на обработку, пока она продолжается;

· индивидуальное пользование – все ресурсы системы представляются в распоряжение одного пользователя;

· коллективное пользование – возможен одновременный доступ нескольким независимым пользователям к ресурсам системы.

 

По характеру взаимодействия с пользователем:

· системы, работающие в диалоговом режиме – человек и система обмениваются информацией в темпе соизмеримом с темпом обработки информации;

 

· интерактивный режим – режим взаимодействия человека и процесса обработки информации, при котором человек в определенные моменты может влиять на ход обработки информации путем задания новых параметров;

 

· режим реального времени – режим обработки информации, при котором система одномоментно реагирует на внешние процессы, которые с ней взаимодействуют.