Тема 3 Организация аналитической работы. Информационная база экономического анализа


 

Выполнение аналитических работ на предприятии осуществляется в пять этапов.

1. Разработка программы проведения анализа: определяются цель, задачи, объект анализа; глубина исследования и основные направления использования результатов; разрабатывается график проведения анализа; распределяется работа между исполнителями; указываются источники анализа и способы получения недостающей информации; определяется период проведения анализа; разрабатываются макеты аналитических таблиц и методические рекомендации по их заполнению.

2. Отбор и подготовка источников информации: проверяется правильность заполнения отчетности, полнота, достоверность отчетных данных, наличие подписей ответственных. Любой источник подвергается арифметическому, логическому и балансовому контролю.

Арифметический контроль заключается в подведении правильности итогов и сопоставлении тех показателей, которые связаны между собой или вытекают один из другого.

Логический контроль заключается в сравнении анализируемых показателей в их динамике за период.

Балансовый контроль заключается в сопоставлении базовых показателей и применяется для тех, которые могут быть получены различными способами.

3. Аналитическая обработка информации: проводят предварительную оценку и анализ причин изменений и отклонений показателей. Для этого рассчитывают абсолютные отклонения, темпы роста, темпы прироста. Выявляют факторы, влияющие на конечные результаты, и измеряют их влияние.

4. Обобщение и оформление результатов анализа: оформляются выводы и предложения для принятия управленческих решений.

5. Разработка организационно-технических мероприятий по устранению потерь и недостатков.

Экономическая информация – это совокупность сведений (документов), характеризующих экономическую сторону производства.

Экономическая информация должна отвечать следующим требованиям:

1) иметь оптимальный объем;

2) быть объективной;

3) быть единой;

4) оперативной;

5) должна обрабатываться программами ПК.

Все источники экономической информации делятся на три группы.

1. Учетные: бухгалтерский учет и отчетность, статистический учет и отчетность, оперативный учет и отчетность.

2. Внеучетные: материалы проверок ревизионной комиссии, налоговых органов, внутреннего и внешнего аудита; пояснительная записка к бухгалтерской отчетности; материалы печати, протоколы коллективных собраний, докладные записки и т.д.

3. Планово-нормативные: кодексы, стандарты, приказы, распоряжения, учетная политика, устав, бизнес-план.