Музыка в кино


Композитор, пишущий музыку для кино, — это человек, от которого требуется развитие драматургических принципов, заложенных в картину режиссером. Его музыка способствует

драматургическому развитию происходящего на экране действия.Замысел режиссера диктует ту или иную эмоциональную окраску музыки в эпизодах и сценах фильма. Если в этом

нет необходимости, а нужен просто какой-то музыкальный фон, то может звучать все что угодно, любая музыка, соответствующая ритму действия. Когда же речь идет именно о драматургии, очень хорошо работает прием музыкального контраста. Это очень мощный драматургический прием. На самом деле таких приемов не много, и все они, пожалуй, были

подарены нам Шекспиром и Л. Толстым. Нам осталось только правильно их применять. Например, музыка, являющаяся фоном для, казалось бы, успешного и непобедимого героя, как бы предрекает фатальный финал. Она иносказательно говорит о том, что ничто не вечно и успех может обернуться неудачей. Именно это и происходит в финале хорошо известного

фильма «Профессионал» с Бельмондо в главной роли. Музыку для фильма написал композитор Энио Морриконе (род. 1928) — самый легендарный из живущих кинокомпозиторов. Число созданных им саундтреков приближается к пятистам, и, возможно, эта легкость в сотворении мелодий дала основание окрестить его Моцартом киномузыки. Им написана музыка примерно к 450 фильмам, среди которых «Однажды в Америке», «За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой», «Двадцатый век», «Кентерберийские рассказы», «Де-

камерон», «Теорема», «Неприкасаемые», «Профессионал», «Гамлет», «Убить Бил-

ла», «72 метра» и многие другие. Среди режиссеров, с которыми работал Морриконе, — Пазолини, Бертолуччи, Белоккио, Торнаторе, Дзеффирелли, Де Пальма, Стоун, Альмодовар.

В картине «Профессионал» звучит всего одна мелодия, но она передает то самое состояние души, которое настраивает зрителя на правильное восприятие фильма. И неспроста эта

единственная мелодия появляется всегда и в одном и том же исполнении. Именно это придает фильму особый колорит. В какие бы ситуации ни попадал герой Бельмондо, эта музыка

передает взгляд режиссера. Возникает своего рода интрига, когда автор фильма знает то, что пока неведомо зрителю, — он знает финал. И финал этот трагичен, что подчеркивается

музыкой. Потом, досмотрев фильм до конца, зритель понимает, почему звучала именно эта мелодия. И в конце фильма приходит как бы повторное переживание всего произошедшего и

осознание всего трагизма картины. Можно уверенно сказать, что удачно сочиненная киномузыка является еще одним важным действующим персонажем, актером, которого зачастую нет в титрах, но без которого фильм перестанет быть именно этим фильмом.