Этапы обучения движениям


Основы обучения движениям.

При обучении двигательным действиям ставится задача – довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания.

Определим понятия «двигательное умение» и «двигательный навык», чтобы избежать путаницы, когда эти термины ошибочно употребляются как синонимы.

Двигательное умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи, действие происходит под постоянным контролем сознания.

В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык.

Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.

Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.

Процесс обучения двигательному действию включает три этапа.

Первый этап. Цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приблизительной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:

• создать общее представление о двигательном действии;

• научить частям (элементам) техники этого действия;

• сформировать общий ритм двигательного акта;

 

1-ый этап Ознакомление, первоначальное объяснение И разучивание движения Краткая характеристика этапа: очень замедленное или раздельное выполнение; нестабильные итог; очень низкая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действий, даже в деталях
2-ой этап Формирование двигательного умения Углубленное детализированное заучивание Краткая характеристика этапа: невысокая быстрота, нестабильный итог, невысокая устойчивость, прочное запоминание, осознанный контроль действия
3-ий этап Формирование двигательного навыка Достижения двигательного мастерства Краткая характеристика этапа: высокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизм двигательного действия

 

• предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Первоначальное объяснение техники движения целесообразно проводить только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения). Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью, подводящих упражнений.

В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких двигательных рефлексов.

Второй этап. Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе.

Основные задачи этого этапа:

• углубленно понять закономерности двигательного действия;

• уточнить технику действия по её пространственным, временным и динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;

• усовершенствовать ритм выполнения движения;

• создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. Но на этом этапе при повышении качества действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже.

Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания.

Третий этап – формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства.

На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Для того чтобы достичь цели – добиться совершенного владения двигательным движением в разнообразных условиях его применения, необходимо использовать приобретенный навык как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования в нестандартных условиях.

Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.

Задачи третьего этапа:

• закрепить навыки и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;

•избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат и двигательном действии;

• совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность.

Этому могут служить требования выполнить движение в экстре­мальном состоянии, на фоне сильного утомления, и т.п.; усложнять задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются.