Рассекречивание сведений и их носителей


Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну

Законодательством о государственной тайне не урегулированы и полной мере отношения, возникающие в части информационной собственности, связанной с государственной тайной. Здесь законодатель прямо провозглашает право собственности на информацию, составляющую государственную тайну, вводит понятие собственника такой информации, говорит о распоряжении такой собственностью.

Так, в Законе РФ «О государственной тайне» устанавливается, что должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, если эта информация относится к государственной тайне. Определяется также, что материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых и договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. Устанавливается, что в договоре должны предусматриваться обязательства собственника информации по ее нераспространению. Если собственник информации отказывается от подписанного договора, он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством. Собственнику информации, составляющей государственную тайну, предоставляется право обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» законодатель развивает положения указанных норм Закона РФ «О государственной тайне»:

«Государство имеет право выкупа документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти».

Как мы ранее говорили (см. гл. 2), информация — достаточно сложное явление, составляющее философскую категорию, которая в таком «чистом» виде вряд ли поддается правовому регулированию, как и материя или энергия вообще, в философском их смысле.

На самом же деле законодательством о государственной тайне регулируются отношения по поводу обращения не просто информации, составляющей государственную тайну, а конкретных сведений, относимых в установленном порядке к государственной тайне (в соответствии с четко установленными перечнями), которые переносятся на материальные носители. Следовательно, формируется информационный объект, который в целом и составляет объект государственной тайны. Мало того, именно на носителе и устанавливается гриф секретности.

Таким образом, можно сказать, что государственная тайна представляется сложным составным объектом, информационным объектом. Как говорилось ранее (см. гл. 7), отношения по поводу такого информационного объекта не поддаются в полной мере регулированию лишь одним институтом — только авторского права или только вещного права. Поэтому в данном случае при регулировании отношений, связанных с собственностью по поводу сведений, составляющих государственную тайну, было бы полезно применить информационный подход, основанный на принципе двуединства информации и ее носителя и базирующийся на информационных правомочиях - право знать, право применять содержание информации в собственной деятельности и право передавать и тиражировать информацию. Тогда указанные выше отношения «собственности на государственную тайну» можно было бы урегулировать, применяя понятия «производитель государственной тайны», «обладатель государственной тайны» и «потребитель государственной тайны».

Рассуждая о проблемах информационной собственности применительно к государственной тайне, следует отметить тот факт, что в институте государственной тайны наблюдается более жесткая «привязка» информации, составляющей государственную тайну, к ее материальному носителю. С информационной точки зрения, по сути дела, речь идет о собственнике материального носителя со сведениями, относящимися к государственной тайне. При регулировании отношений собственности на такой объект необходимо жестко регламентировать не только передачу материального носителя, но и обязанность собственника определять состав обладателей и потребителей такой информации, устанавливать их права на использование информации на этом носителе (право знать, право применять, право передавать информацию), а также контроль за соблюдением таких прав.

Основаниями для рассекречивания сведений, т.е. снятия ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям, являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, отнесенных в РФ к государственной тайне;

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, не целесообразна.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях это срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны[88].

Правом изменения действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Такие решения подлежат согласованию с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. Носители могут быть рассекречены и до истечения этих сроков, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.

Руководители государственных архивов РФ наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев, рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти РФ, подавшие запрос.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном Законом «О государственной тайне» порядке.