Этапы развития искусственного интеллекта. Основные направления исследований в области ИИ.
Искусственный интеллект как научное направление.
Искусственный интеллект (ИИ) как научное направление, связанное с попытками формализовать мышление человека, имеет давнюю историю. Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц и многие другие исследователи стремились описать процесс мышления как последовательность элементарных операций.
Впервые термин «искусственный интеллект» прозвучал летом 1956 г. во время прохождения научной конференции в Дартмусе (США) и имеет два основных значения:
- теория создания программных и аппаратных средств, способных осуществлять интеллектуальную деятельность, сопоставимую с интеллектуальной деятельностью человека;
- программные аппаратные средства, а также выполняемая с их помощью работа.
ИИ включает технологии решения задач:
- решения задач, экспертных систем, систем поддержки и принятия решений;
- систем распознавания образов, движения и т. д.;
- систем обработки текста и машинного перевода;
- игровых программ. Например, шахматы;
- обучаемых и обучающих систем;
- робототехники и автономных агентов;
- взаимодействия с пользователем на естественном языке.
Система искусственного интеллекта — это набор программных и аппаратных средств, использование которых должно было бы привести к тем же результатом, к которым при решении перечиленных задач приводит интеллектуальная деятельность человека.
Как научное направление ИИ тесно связано с философией, психологией, лингвистикой, антропологией.
В развитии концепций ИИ выделяют три этапа. На первом этапе основным объектом исследования были различные игры, головоломки, математические задачи (конец 1950-ых гг.).
С конца 1960-х гг. стали появляться попытки использования полученных методов для задач, решаемых не в искусственно созданных условиях, а в реальных. Именно это и стало объектом внимания ученых на втором этапе развития ИИ. Так, в Стэнфордском университете были разработаны экспериментальные роботы, функционирующие в лабораторных условиях.
Результаты эксперимента привели к необходимости решения проблем, связанных с представлением знаний, зрительным восприятием, общением с роботами на естественном языке. Формулировка этих задач положила начало третьего этапа (середина 1970-хгг.), характерной чертой которого стало создание человеко-машинных систем.
На современном этапе развития, в зависимости от того, как решается вопрос о построении систем ИИ, выделяют два основных направления исследований. Первое рассматривает результат интеллектуальной деятельности человека, его структуру и пытается воспроизвести данный результат. Второе направление изучает данные нейрофизиологических и психологических механизмов интеллектуальной деятельности человека и стремится воспроизвести эти механизмы с помощью технических устройств.
ВАРИАНТЫ зАДАНИЙ В ТестовОЙ ФОРМЕ
Выберите правильный ответ:
1. Информация, представленная в виде, позволяющем хранить, передавать или обрабатывать ее с помощью технических средств:
данные; сообщение;
знания; слово.
2. Изобретение книгопечатания:
третья информационная революция;
четвертая информационная революция;
первая информационная революция;
вторая информационная революция.
3. Дата зарождения кибернетики:
1981 г.; 1977 г.;
1948 г.; 1946 г.
4. Основатель науки кибернетики:
Клод Шеннон; Норберт Винер;
Андре Мари Ампер; Дж. фон Нейман.
5. Основные принципы построения ЭВМ сформулировал:
Дж. фон Нейман; А. Тьюринг;
К. Шеннон; Ч. Бэббидж.
6. Совокупность всех программ, предназначенных для выполнения конкретных задач пользователя, называется:
системное программное обеспечение;
операционная система;
прикладное программное обеспечение;
программное обеспечение.
7. Место для временного хранения информации:
документ; буфер обмена;
файл; ярлык.
8. IP-адрес:
hist@bsu.by; 202.110.26.7; www.bsu.by.
Определите соответствие:
1.
| Определение | Автор |
| 1. Информация — это упраздненная неопределенность. | 1. Ю. Шрейдер |
| 2. Информация — это то, что увеличивает объем знаний. | 2. К. Шеннон |
| 3. Информация — это проявление разнообразия. | 3. Р. Хартли |
| 4. У. Эшби |
2.
| Свойство | Название |
| 1. Способность информации соответствовать запросам потребителя. | 1. полнота |
| 2. Способность информации характеризовать отображаемый объект или процесс для потребителя. | 2. релевантность |
| 3. Способность информации не иметь скрытых ошибок. | 3. доступность |
| 4. Способность информации, характеризующая возможность ее получения данным потребителем. | 4. эргономичность |
| 5. достоверность |
3.
| Техническое устройство | Год |
| 1. Первая автоматическая вычислительная машина сконструирована П. Чебышевым в | 1. 1623 |
| 2. Первая счетная машина, о которой сохранились сведения, описана В. Шиккардом в | 2. 1882 |
| 3. Массовое производство вычислительных машин впервые организовал К. Томас в | 3. 1822 |
| 4. Рабочую модель аналитической машины построил И. Бэббидж в | 4. 1820 |
| 5. 1873 |
4.
| Принцип | Название |
| 1. Основной принцип построения ОС Windows | 1. WYSIWYG |
| 2. Принцип, при котором соблюдается тождественность текста на экране с его копией на бумаге, | 2. Документо-ориентированный |
| 3. Основной метод работы в ОС Windows | 3. TrueType |
| 4. Drag and Drop |
| Понятие | Определение |
| 1. HTML | a) протокол передачи гипертекста |
| 2. URL | b) язык разметки |
| 3. HTTP | c) универсальный указатель ресурсов сети |
| d) язык программирования |
| Дата | Термин, событие |
| 1. 1956 г. | a) компьютерная графика |
| 2. 1989 г. | b) искусственный интеллект |
| 3. Середина 1950-х гг. | c) проект WWW |
| 4. 1947 г. | d) телекоммуникационный проект |
| e) сеть ARPANET |
| Признак | Классификация |
| 1. Охват территории | a) коммутация каналов, сообщений, пакетов |
| 2. Тип передачи данных | b) глобальные, региональные, локальные |
| 3. Функции управления | c) гомогенные, гетерогенные |
| 4. Структура построения | d) вычислительные, информационные, смешанные |
| 5. Характер реализуемых функций | e) одноузловые, многоузловые, одноканальные, многоканальные |
| f) централизованные, децентрализованные, смешанные |
| Понятие | Определение |
| 1. Топология | a) соглашения, обеспечивающие совместимость различных участков компьютерной сети. |
| 2. Протокол | b) количество символов, передаваемых за секунду |
| 3. Сеть связи | c) количество битов информации, передаваемых за секунду |
| 4. Пропускная способность | d) среднее время работы сети без сбоев и ошибок |
| 5. Надежность | e) способ соединения элементов сети |
| f) совокупность каналов связи, аппаратуры, центров и узлов связи |
Определите правильную последовательность:
1. Переворотов в информационной сфере, начиная с первого: появление ЭВМ; появление книгопечатания; появление письменности.
2. Фамилий философов, занимавшихся проблемой перехода к информационному обществу:
Дж. Мартин; К. Кларк; Д. Белл; О. Шпенглер; Ф. Махлуп.
3. Понятий ОС Windows по степени обобщения, начиная с наибольшего:
файл; объект; документ.
4. Выполнения технологии OLE:
создать объект внедрения; выбрать команду Вставка/Объект; перейти в клиентское приложение; выбрать команду Правка/Копировать; сохранить объект; выделить объект.
5. Этапов исследований в области ИИ:
человеко-машинные системы, интегральные роботы, игры-головоломки.
6. Основных событий в развитии сети Интернет:
протокол http, проект ARPANET, проект JANET, технология WWW, URL-адресация, протокол TCP/IP, проект NFSNET, протокол FTP.
Продолжите ответ:
1. В информационном обществе информация становится____________
2. Характерным процессом 1990-х гг. стало появление в целом ряде научных областей___________________________________________________
3. Получение информации как выбор одного сообщения из конечного заданного множества равновероятных сообщений рассматривал___________
4. Формула
предложена____________________________
5.Скорость передачи информации измеряется в ____________________
6.Технология WWW разработана в _________________________
7.Основным элементом растровой графики является__________
8.Основное свойство фрактала – ___________________________