Анализ индивидуального опыта
Развитие способности к саморазвитию на основе осознания индивидуального опыта, как внутреннего ресурса, служащего основой и ориентирующего в будущем развитии.
Цели учебной деятельности:
1. осознание личного опыта, как фактора, обеспечивающего ориентацию и реалистический подход в будущем развитии;
2. анализ индивидуального опыта с целью выявления закономерностей индивидуального развития.
Практическое применение полученной компетентности:
1. освоение методики анализа истории развития, как конкретного человека, так и целой организации;
2. освоение инструмента, позволяющего анализировать, как собственный опыт, так и опыт других людей;
3. освоение метода формирования сбалансированной команды;
4. развитие способности к самопознанию;
5. развитие способности к адекватной рефлексии;
6. формирование мотивации самопознания;
7. обретение стратегической ориентировки в саморазвитии.
Используемые материалы, стратегии и инструменты:
1. высказывание Джорджа Орвелла;
2. пример отображения "карты жизни";
3. методика построения "графика жизни";
4. примеры паттернов "карты жизнии";
5. анализ "линии жизни".
Что происходит:
1. Введение: анализируется роль индивидуального опыта, как фактора, детерминирующего ценности и личностные ресурсы человека, которые, в свою очередь определяют, решения, которые он принимает и его поведение в настоящем. Прошлый опыт объясняет также видение будущего и тот выбор, который мы делаем. В этой связи для определения перспективы (зоны индивидуального развития), студентам предлагается определить, где они находятся и тот опыт, который поместил их в эту точку.
2. Определение зоны индивидуального развития: для реализации принятой задачи студентам предлагается специальный инструмент "карта жизни", начертание которой помогает отразить основные события "занесенные" в личный опыт. Они анализируют "личную историю" с оценкой "+" или "-" и "линию жизни" с целью определения частотности (логики) событий и их причин. Затем определяются внутренние и внешние факторы, влияющие на "поворотные моменты". На основе анализа выявленных закономерностей определяется зона индивидуального развития.
3. Выбор: построенный "график жизни" становится когнитивной схемой, позволяющей экстериоризовать индивидуальный опыт, осознать его и на этой основе осуществлять осознанный выбор способов деятельности, адекватных идентифицированным зонам индивидуального развития и направленных на реализацию личностных смыслов. Выбор осуществляется, как в смысловом, так и в ресурсном контексте.
4. Практика: студентам предлагаются практики построения графика в разные временные периоды с целью выявления закономерностей и причин личных успехов и неудач и построения стратегии роста. Для развития межличностных отношений и формирования оптимальных команд студентам предлагается практика построения графиков близких людей и партнеров по совместной деятельности. Студенты также используют метод наложения графиков для выявления динамики развития. Практика применяется и для анализа эффективности проектов и работы организаций.
5. Генерализация: студенты обобщают обретенный опыт, определяют возможности использования освоенного инструмента в условиях повседневности и разрабатывают стратегии индивидуального развития в профессиональном, социальном и экзистенциальном контексте. График, по сути, служит мотивирующим началом всей последующей деятельности студентов. Результаты фиксируются в дневнике обучения.