История К-А
Родина – США. Активное применение – 30-40-е гг.
Имена
· Лассуэл
· Лазарсфельд
· Уилли
· Лейтс
Предпосылкой развития метода – стремительный рост распространения СМИ. Общественность впервые познакомилась с методом: 40-е гг, процесс по газете Патриот – «пронацистская пропаганда» Одно из доказательств в пользу документа – отчет Лассуэла. Выводы были сделаны на основе К-А этой газеты. Суд вынес решение о прекращении деятельности газеты, т.к. газета «в завулированной форме» пропагандировала нацистские идеи..
Исторически первая форма К-А – количественная модель. Понималась как алгоритмизированный перевод объективной текстовой инфы в количественные показатели,, с последующей статистической обработкой и обобщением результатов исследования.
Многообразие текста по интересующей проблеме сводилось к некоторому числу элементов, которые подсчитывались и выдавались на-гора. Латентный текст (идующий как контекст) предполагает то, что вместе с количественными методиками нужны качественные.
Итого этапы К-А:
1-й этап– к.19-до30-х гг 20 в – разнородный, нестрогий, частный анализ содержания сообщений
2-й этап – 40 – 50-е гг 20 в – классический, частотный К-А – Лассуэл, Бельсум
3-й этап –к 50 – 70-е гг 20 в – период усовершенствованных методик Осгуда + компьютерный К-А (Стоун)
Категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, отражающие наиболее общую понятийную схему. Выражают эмпирические признаки текстовой информации и являются результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования
-после выделения категорий – структурирование категорий - деление общих понятий, на более частные (категории) ,в соответствии с выбранными классификационными признаками. Важно, чтобы аналитик соблюдал правила деления объема понятий:
1)-одно и то же деление понятия должно осуществляться только по одному и тому же делению
2)-объем членов деления вместе взятых должен равняться объему делимого понятия
3)-члены деления должны взаимно исключать друг друга
4)-деление должно быть непрерывным
Для всех категорий и подкатегорий ищем адекватное выражение, на языке исследуемых документов. Выражение подкатегорий – единицы анализа.
ЕД.АНАЛИЗА – результат операционализации категорий анализа
Единицы анализа – лингвистическая единица речи или элемент содержания, служащий в тексте индикатором интересующих исследователя явлений (это слово предложение суждение текст)
Смысловые единицы анализа- выделяем на основе содержания гипотез исследования из того, что подсказывается методологическими единицами анализа – это понятие, тема, имена, географические названия, общественные события, смыслы-апелляции к потенциальному адресату
· Если берем тему (несколько смысловых абзацев) и по тематике можно представить более полно, по сравнению с другими единицами. И здесь это будет свидетельество о направленности взглядов, норм деятельности.
· Если берем имена (личность) , то такая характеристика может свидетельствовать о влиянии отдельных лиц или о представляемых социальных институттов, сообществ, групп, на организацию проведения конкретной деятельности в сфере культуры/спорта/науки и т.д.
· Географические названия – свидетельствуют о происходящих событиях
· Целостное событие – в качестве события выступает к-л явление, факт, случай, официальный документ (принятие указа, декрета)
· В коммерческой рекламе часто апелляция к возрастным категориям
· В полит рекламе – апелляция к определенным ценностям (справедливость и т.д.)
=======-интересует и частота, и длительность во времени, и т.д.
Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть неправильно истоклованы. Мы их рассматриваем на фоне более щироких содержательных структур, которые указывабт на характер членения текста, в пределах которого будем находить либо отсутствие, либо присутствие единицы анализа
Единица контекста – для жизненной ситуации – возможна часть текста, для слова – абзац и т.д.
Единицы счета - это количественная характеристика единиц информации. (минуты, часы и т.д.). Частота явления, и т.п. – могут совпадать или не совпадать с единицами анализа.
КОДИФИКАТОР – карточка список категорий анализа переменных, с присвоенными им порядковыми числами. Служит для регистрации единиц анализа и включает в себя все категории-подкатегории. ВСЕ ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА фиксируются в соответствующих графах. И здесь мы строимтаблицу К-А
Инструкции кодировщику – здесь все правила и пояснения, для тех, кто собирает эмпирическую инфу. Здесь описываются единицы аналиаз/счета, примеры, затруднения, спорные моменты и т.д. ===> когда составляем инструкцию:
1)-отражать общую характеристику документа
2)-сказать о том, КАК отбирать документ для анализа
3)-после работы с документом документ не уничтожается и не выбрасывается
4)-описание случаев смыслового расхождения категорий анализа со смыслом текста (здесь обязательно указываем праивла отбора и анализа текстов) + обязательно дается приложение терминологического словаря
5)-дается описание идентификации содержания текста с соответствующими единицами кодификатора
======> приступая к К-А социолог должен иметь:
· 1-кодировальную карточку
· 2-таблицу К-А
· 3-инструкцию кодировщику