Сервисное ПО – программные средства дополнения и расширения возможностей ОС с точки зрения ассортимента услуг, предоставляемых пользователю.

СЕРВИСНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Графический интерфейс – способ диалога пользователя с ЭВМ через ОС путем использования оригинальных знаков и изображений, обозначающих объект, интересующий пользователя.

ОПЕРАЦИОННЫЕ ОБОЛОЧКИ

Собственно ОС, как и любой другой программный модуль, работает на языке команд, т.е. требует от пользователя конкретных указаний на выполнение планируемых действий в понятном ей виде. Команды могут вводиться пользователями непосредственно с пульта управления, либо предварительно оформляться в командные файлы. Такая система общения для пользователя достаточно неудобна, т.к. требует профессиональных знаний по структурам внутренних команд ОС. Операционный оболочки позволяют изменить среду взаимодействия пользователя с ЭВМ и расширить набор основных и сервисных функций самой ОС. Обеспечение интерфейса пользователя на достаточно дружественном уровне операционные оболочки выполняют в текстовых и графических вариантах.

Текстовый интерфейс – способ взаимодействия пользователя с ЭВМ через ОС путем выбора (ввода) наименований команд и файлов.

Для классической ОС MS-DOS в качестве текстовой операционной оболочки широко использовался пакет Norton Commander фирмы Symantec с версиями 5.0 и выше. В качестве графических оболочек для этой же ОС использовались Windows 3.1 и выше. Несомнимый эффект и высокая дружественность графической оболочки Windows привели к созданию следующего поколения ОС с аналогичным названием и в которой графическая оболочка является неотъемлемой составной частью самой ОС. Анализ взаимодействия операционных оболочек с пользователем показывает, что в информатике достижения в некоторой, казалось бы обособленной области, дают толчок к созданию новых методик, а затем и средств их реализации в комплексе, позволяя качественно улучшить не только функциональные возможности ПО, но и расширить круг пользователей за счет непрофессионалов. При этом существенное усложнение структуры и объема ОС, а значит и ее стоимость плюс необходимость увеличения возможностей ПС, компенсируется существенным увеличением рынка сбыта за счет увеличения массы пользователей, не имеющей профессиональной подготовки в информатике.

Выполним классификацию сервисного ПО по критерию «основные компоненты»:

 
 

 


« о с н о в н ы е к о м п о н е н т ы »

 

                   
   
Средства контроля и установки
 
Диспетчеры файлов
 
Средства обеспечения безопасности  
 
Средства диагностики
 
Средства архивации