Этапы разработки управленческих решений. Оценка эффективности решений.


В. № 9 и № 10

ТЕОРИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАККЛЕЛАНДА

Теория мотивации Дэвида Макклеланда. Согласно его концепции, потребности высшего уровня могут быть сведены к трем основным факторам. В соответствии с ними Макклеланд выделяет три основных типа мотивации.

Во-первых, это стремление к успеху. При этом под успехом понимается не похвала или признание со стороны коллег, а личные достижения, то, что человек получает в качестве результата от своей активной деятельности, а также готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность.

Если необходимо мотивировать людей с потребностью в успехе, следует ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленной задачи, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Во-вторых, это стремление к власти. Под ним Макклеланд понимал не только честолюбие, но и реальную способность человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях. Люди, ориентированные на власть, проявляют себя как откровенные и энергичные, способные отстаивать свою точку зрения, не уклоняющиеся от конфликтов и конфронтации. При определенных условиях из них вырастают руководители высокого уровня.

Наконец, в-третьих, это стремление к признанию, то есть его способность человека быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в том, что оно правильно. Люди, в основе поступков которых лежит потребность в исповеди , заинтересованы в развитии личных связей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи. Наиболее эффективны такие сотрудники в работе, которая дает им возможность широкого общения.

 

Управленческие решения, их классификация, требования предъявляемые к ним.

В обобщенном понимании под решением понимают нахождение определенного варианта действий и сам процесс деятельности и ее конечный результат.

Управленческое решение— это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения определенной цели системы менеджмента.

Импульсом управленческого решения является проблема.

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

— для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);

— что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);

— как делать (по какой технологии);

— с какими производственными затратами делать;

— в каком количестве;

— в какие сроки;

— где (место, производственное помещение, персонал);

— кому поставлять и по какой цене;

— что это даст инвестору и обществу в целом?

В принятии любого решения присутствуют в различной степени, следующие три момента: интуиция, суждение и рациональность.

Термин «управленческое решение» употребляется в двух значениях: как процесс и как явление. Как процесс управленческое решение — это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управленческое решение — это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение

Классификация управленческих решений

Критерий классификации Виды решений
По степени определенности: — программированные и незапрограммированные решения.
По периоду осуществления: — стратегические решения; — тактические; — оперативные.
По сфере, в которой принимается решение. Решение может приниматься человеком в трех основных системах: — техническая система; — биологическая система; — социальная (общественная) система.
По форме: — письменные решения; — устные решения; — решения, применяющиеся в автоматизированных системах.
По основаниям: — интуитивные решения; — решения, основанные на суждениях — рациональные решения.
По признаку содержания задачи принятия решения различают: — экономические; — организационные; — технические; — технологические; — политические.
В зависимости от степени охвата объекта, в отношении которого принимается решение — общие, охватывающие весь объект и затрагивающие, как правило, жизненно важные стороны его деятельности; — частные, касающиеся отдельных сторон деятельности; — локальные.
По характерным чертам личности менеджера, принимающего управленческое решение — уравновешенные решения; — импульсивные решения; — инертные решения; — рискованные решения; — осторожные решения.