Анализ конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность – характеристика продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Параметры товара:
- технические - свойства товара, область его применения, назначение;
- эстетические - внешний вид товара;
- эргономические - соответствие товара свойствам человеческого организма;
- нормативные - соответствие товара действующим нормам и стандартам;
- экономические - уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности.
Методика оценки конкурентоспособности продукции предполагает сопоставление параметров анализируемого товара и товара-конкурента.
Для оценки конкурентоспособности продукции используют показатели:
- единичный (g) - отражает процентное отношение уровня какого-либо параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
- групповой (G) - объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов (аi), определяемых экспертным путем: G = ∑ аi х gi
- интегральный (I) - представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gi) к групповому показателю по экономическим параметрам (Ge):
Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или товар конкурента по своим параметрам.
Для сохранения завоеванных позиций на мировых и внутренних рынках необходимо периодически проводить сравнительный анализ показателя конкурентоспособности в динамике.
Обобщающий вывод о конкурентоспособности продукции проводят на основе сравнения динамики объема продаж в стоимостном и натуральном выражении.
Для оценки конкурентоспособности продукции используется обобщающий показатель – рентабельность продаж.
,
где: ПN – прибыль от продаж;
N – выручка от продаж.