Общая характеристика приемного тракта РЛС.


ПРИЕМНИКИ ИМПУЛЬСНЫХ РЛС

Приемники импульсных РЛС строят по супергетеродинному принципу. Сигнал на вход приемника поступает с антенного переключателя (АП), позволяющего использовать одну антенну для совместной работы передатчика и приемника

Для защиты входных каскадов приемника от воздействия мощного сигнала передатчика дополнительно применяют разрядник защиты приемника (РЗП).

В большинстве случаев приемники бортовых РЛС сантиметрового диапазона волн не содержат усилителя радиочастоты. Первым каскадом в этих приемниках является диодный балансный смеситель. Самыми распространенными гетеродинами являются

Обобщенная структурная схема приемника импульсной РЛС

 

отражательный клистрон и лампа обратной волны, которые позволяют осуществлять электронную перестройку частоты генерируемых колебаний.

В ряде случаев для снижения коэффициента шума приемника применяются малошумящие усилители (МШУ). Например, в одной из модификаций метеоиавигационной РЛС «Гроза» применяется усилитель радиочастоты на туннельном диоде.

Усиленный сигнал преобразуется в сигнал промежуточной частоты (ПЧ) путем смешивания в смесителе См1 с сигналом гетеродина Г. Промежуточная частота приемника выбирается в пределах 30 ... 120 МГц. Усилитель промежуточной частоты УПЧ1 обеспечивает основное усиление отраженного эхо-сигнала. Усилитель промежуточной частоты представляет собой многокаскадный резонансный усилитель с фиксированной частотой настройки. Его коэффициент усиления может достигать 105 ... 107. Обычно УПЧ разделяют на два блока: предварительный УПЧ, который конструктивно объединяют со смесителем, и основной УПЧ.

Для обеспечения работоспособности приемного устройства в широком диапазоне входных сигналов в предварительном УПЧ предусматривают возможность как ручной (РРУ), так и автоматической регулировки усиления (АРУ).

Введение АРУ в радиолокационный приемник позволяет поддерживать постоянный уровень выходных сигналов, осуществлять стабилизацию уровня шума и порога принятия решения. Наиболее часто применяют систему временной автоматической регулировки усиления (ВАРУ) и систему быстродействующей АРУ (БАРУ