Пример использования DSS информационных технологий
На оперативном уровне управления пакетов программ и вычислительных средств можно использовать DSSинформационные технологии в частности для построения оптимизационной модели использования ИТ.
Повысить эффективность ИТ можно с помощью модели минимизации времени обработки информации за счет распределения ИТ разной мощности и стоимости по каналам обслуживания, при соблюдении ограничений на ресурсы, выделяемые на ИТ.
Эта задача решается методом линейного программирования.
Приводим стандартную модель линейного программироавания:
Ограничения на ресурсы
а1Х1+а2Х2<= A
в1Х1+в2Х2<= В
Целевая функция:
с1Х1+с2Х2 => max (min),
где Х1, Х2 – определяемое количество технических средств определенного вида выделяемое для обработки информации на заданном уровне управления;
- А, В – максимальное количество ресурса, которое можно использовать при определении Х1 и Х2. Например А – количество персонала, которое будет работать с техническими средствами, В - площадь помещения, где будут размещены технические средства (или выделяемые финансы для приобретения и использования технических средств);
- а1, а2, в1, в2 – нормы затрат ресурса на одну единицу технического средства;
- с1, с2 – нормы получения эффекта от использования технических средств.
Задача линейного программирования решается с помощью программы «Поиск решения», реализованной в Ехсеl.
В зависимости от управленческой структуры объекта ИТ в ЭИС могут располагаться неэффективно. Одним из параметров эффективности распределения ИТ в ЭИС является степень загруженности ЭВМ.
Обычно чем выше уровень управления, тем более дорогим и многофункциональным оборудованием обеспечивается управление.
Можно решить оптимизационную задачу распределения ИТ разного функционального назначения по определенным рабочим местам, при выполнении условий затрат на ресурсы (денежные, людские, площади помещения, времени) и использования следующих целевых функций:
- минимум времени обработки информации;
- максимум прибыли производства;
- максимум загруженности ИТ;
- максимальная скорость передачи данных;
- максимальная сохранность данных;
- максимальная доступность к данными и т. д.
Приводим показатели деятельности структурных подразделений, которые можно улучшить с помощью использования ИТ (и которые можно использовать как целевые функции, при выполнении условий ограничений на используемые ресурсы):
- количество потребителей продукции предприятия;
- стоимость издержек производства продукции;
- длительность типовых операций производства продукции;
- дублирование функций, информационных потоков и документооборота;
- стоимость и длительность выполнения отдельных шагов технологии или отдельных технологических цепочек шагов;
- степень загруженности структурных подразделений и должностных лиц;
- степень загруженности оборудования, используемого при реализации отдельных шагов технологии или технологических участков;
- степень применения средств автоматизации при поддержке выполнения отдельных шагов технологии или отдельных технологических цепочек шагов.
Тенденции развития ИС и возможности их применения
на объекте управления
При стратегическом планировании информационных систем очень важно знать тенденции их развития.
Приведем основные тенденциями развития информационных систем.
1) Все компоненты ВТ и ИТ постоянно улучшают свои показатели Выработка/Цена, Качество/Цена, что приводит к следующим последствиям:
- возникают новые возможности исследование ИС и ИТ;
- возникает опасность того, что конкуренты воспользуются новыми возможностями ИС и обгонят наше предприятие;
- ИС и ИТ становятся со временем доступными для применения. Очень важно спрогнозировать этот момент и учесть в своих стратегических планах.
2) Происходит расширение спектра использования информационных и технологических услуг и продуктов. Это приводит к необходимости увеличения инвестиций и развития ИС, что необходимо учесть в стратегическом планировании.
3) Постоянно растет потребность в квалификационных работниках для развития и эксплуатации новых ИС. Однако кадры готовятся долго и это надо учесть в стратегическом планировании.
4) Развитие и использование любых ИС продолжается в течение нескольких лет. При этом параллельно развиваются программы и приложения, для которых всегда не хватает средств. Это обстоятельство надо учесть в стратегическом планировании. Приобретение лицензионного программного обеспечения.
5) Растет сложность и комплексность ИС, повышаются требования к персоналу, так как усложняются функциональные требования по работе с ИС, то приводит к перспективному пересмотру кадровых вопросов, что должно отразиться в стратегическом планировании.
6) Ошибки в стратегическом планировании ИС стоят очень дорого. Так как ошибки в стратегическом планировании проявляются только через несколько лет. Следовательно, к составлению стратегического планирования должны привлекаться квалифицированные независимые специалисты, заинтересованные в экономном расходовании средств.
7) Срок физической службы ВТ составляет 10 лет, срок морального старения ВТ равен 3 - 5 годам. Это обстоятельство надо учесть при составлении планов с целью эффективного использования морально устаревших ЭВМ, но еще способный продолжать работать. Нужна схема перемещения морально устаревшей техники. (Костров стр. 95 - 97).
8) Поставщики систем изменили способ выхода на рынок: разрабатывается и предлагается базовая система, которая адаптируется в соответствии с пожеланиями индивидуального клиента. При этом пользователям предоставляются консультации, помогающие минимизировать сроки внедрения систем и технологий, наиболее эффективно их использовать, повысить квалификацию персонала.
9) Разработка собственных АИС связанна с большими затратами и определенным риском. Однако интенсивно развиваются средства и методы автоматизации разработки АИС (Case – технологии), что надо учитывать в стратегическом планировании.
10) Стратегии в бизнесе тесно связанны со стратегиями в области информационных технологий[2].
11) Развитая система телекоммуникаций и ИТ позволяет на одном рабочем месте сотруднику совмещать несколько уровней управления при значительном сокращении управленческого персонала и повышении достоверности информации, снижении сроков выполнения заявок [Гринберг стр. 148-150, средства BPR].
12) Глобализация информационных систем выдвигает повышенные требования к качеству не только к ИС, но и к процессам их разработок в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000.
[1] Валентинов В.А. Эконометрика: Учебник. – М.: Дашков, 2006, стр. 46-53
[2] Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Титоренко Г. А.- М.: ЮНИТИ, 2002, с. 73.