Управленческая роль ИТ-менеджера по обеспечению бесперебойной работы информационной системы


ИТ-менеджер для выполнения своих функциональных обязанностей должен:

- построить информационную модель предприятия;

- определить потребности в информационном обслуживании для всех отделов предприятия;

- выявить перегруженные каналы информационного обслуживания;

- предложить и провести мероприятия по их улучшению работы;

- провести предупреждающие мероприятия, позволяющие устранить потенциальные причины появления перегруженных каналов;

- проводить мониторинг каналов обслуживания и предупреждать возможные сбои в их работе.

Информационная модель предприятия строится в следующей последовательности:

а) составляется схема информационных потоков между всеми подразделениями предприятия;

б) в каждом подразделении выявляется где, кто, как, какие этапы и с какой скоростью осуществляет жизненный цикл информационного продукта;

в) определяется степень загруженности каналов информационного обслуживания;

г) выявляется место и причины перегруженных каналов обслуживания.

На основании построенной информационной модели определяется потребность в информационном обслуживании всех отделов предприятия, а также выявляются причины перегруженных каналов.

Проведение мероприятий по улучшению информационных систем выполняется по циклу Деминга: планируй, делай, анализируй, совершенствуй.

Перегруженные каналы обслуживания задерживают время обработки документа.

Перегруженные каналы можно перевести в нормальный режим четырьмя способами:

1) интенсификацией труда с увеличением скорости обработки за счет снижения качества обработки документа;

2) увеличением длительности работы канала за счет перегрузки персонала и как следствие снижение качества обработки документов;

3) увеличением каналов обслуживания;

4) совершенствованием процессов обработки информации за счет их автоматизации с учетом окупаемости затрат в заданный срок.

Анализ способов перевода перегруженных каналов в нормальный режим показывает, что наиболее эффективным является четвертый способ.

Мониторинг каналов обслуживания с целью определения степени загруженности оборудования и персонала проводится с помощью контрольных карт, в которых фиксируется степень загруженности каналов обслуживания, как в пространстве, так и во времени. Приближение степени загруженности каналов обслуживания к контрольным границам является сигналом к проведению мероприятий по устранению несоответствия в обслуживании клиентов.

Мониторинг каналов обслуживания с целью предупреждения возможных сбоев заключается в проверке выполнения графика профилактических работ как по времени так и по их объему.

Профилактические работы по времени бывают ежедневные, еженедельные, квартальные, полугодовые и годовые.

Профилактические работы по объему бывают таких видов:

- осмотр технических средств и проверка наличия комплектности оборудования;

- очистка поверхности технических средств от пыли и посторонних предметов;

- проверка процессов загрузки и работы программного обеспечения;

- выполнение проверочных тестов для контроля работы всех устройств и программного обеспечения;

- удаление лишних файлов и создание копий баз данных для повышения надежности их хранения.