Первые центры государственности


Летописные сведения о призвании варягов

Древнейшим летописным источником по истории Древней Руси является составленная в начале XII в. «Повесть временных лет», которая сообщает о призвании варягов буквально следующее:

В год 6370 (862). …И начали [славяне] сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норвежцы и англы… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и володеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик.

Указанную в летописи дату (862 г.) призвания варягов традиционно считают годом основания Древнерусского государства. Рюрика — основателем правящей княжеской династии. Некоторые современные историки (Б. А. Рыбаков, И.Н. Данилевский) допускают возможность отождествления Рюрика, упомянутого в «Повести временных лет», с известным датским конунгом Рёриком Ютландским, правившим в середине IX в. Дорестадом во Фрисландии.

В отличие от Рюрика, в историчности которого ученые практически не сомневаются, фигуры Синеуса и Трувора представляются мифологическими. Большинство исследователей убеждены, что своим появлением эти «братья» обязаны ошибке летописца, неверно переведшего скандинавский текст. Рюрик пришел к славянам с родственниками (сине-хус) и верной дружиной (тру-вар).

По мнению В.О. Ключевского, варяги составили военно-промышленный класс, который стал складываться в IX в. в больших торговых городах Руси.

В IX в. в землях восточнославянских племён существовали два крупных политических центра — северный (Новгород) и южный (Киев). Они представляли собой укрепленные (окруженные рвами, валами и частоколами) поселения, выполнявшие функции княжеских резиденций и места обмена товарами с иностранными купцами.

Первое летописное известие о Новгороде относится к 859 г. По мнению исследователей, город возник в результате слияния трех племенных селений — славян, чуди и мери. Он был расположен на пути «из варяг в греки», что способствовало активному развитию торговых, политических и культурных контактов с соседними странами. Новгород был древнейшим административным центром. Именно здесь княжил Рюрик с 862 по 879 гг. Даже после образования Киевской Руси (882 г.) Новгород не утратил своей значимости, оспаривая у Киева статус экономической и культурной столицы.

Киев – «мать городам русским». По мнению археологов, небольшое поселение на месте будущей столицы существовало уже в V в. н. э. «Повесть временных лет» сообщает, что Киев был основан легендарными братьями Кием, Щеком, Хоривом и назван в честь старшего брата. Позднее этот град стал центром племенного союза полян-руси. Этническая принадлежность полян до сих пор окончательно не определена. С одной стороны, в исторической науке среднее поднепровье традиционно считается регионом расселения восточных славян, однако, летописец четко противопоставляет полян и славян, указывая на существовавшие отличия в их обычаях и обрядах. Все больше сторонников завоевывает в последнее время точка зрения А.Г. Кузьмина, в соответствии с которой поляне – потомки славян, пришедших из Норика (Балканский п-ов) на территорию Восточно-Европейской равнины в период великого переселения народов (IV – VII вв.).

В 862 г. Аскольд и Дир — два старших дружинника новгородского князя Рюрика — захватили власть в Киеве и начали там править. В 882 г. новгородский князь Олег Вещий убил Аскольда и Дира и объединил под своей властью оба центра государственности (Новгород и Киев), создав тем самым Киевскую Русь.