История становления и развития аудита за рубежом и в России.


Слово “аудит” от латинского “аудио” означает слышать, т.е. в исходном понимании аудит выступает, как процедура прослушивания для установления диагноза.

Считается, что аудит в современном понимании начал формироваться в середине XIX века в Англии в связи с мощным развитием рыночных отношений. Дело в том, что становление рыночной экономики сопровождалось массовыми банкротствами компаний, часто вызванными не объективными экономическими причинами, а злоупотреблениями управляющих компаниями. Разоренным акционерам была необходима защита, потенциальным инвесторам - достоверная информация о состоянии дел в компаниях.

Именно в Англии в 1844 году вышла серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных обществ обязаны были не реже одного раза в год приглашать аудитора для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. Затем законы об обязательном аудите были приняты и в других странах: в 1867 году – во Франции, в 1937 году – в США.

Примерно в это же время предпринимались первые попытки введения аудита в России, но успехом они не увенчались. Историю развития современного аудита в России можно условно разделить на три основных этапа.

Первый этап – с 1987 года по конец 1993 года. В связи с образованием в СССР совместных предприятий вышел закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в котором упоминалось о необходимости проведения проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР. В этот период в стране отсутствовали нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность. С 1 января 1991 года был введен в действие закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, что практически предоставило возможность любой организации, указав в своем уставе в качестве одного из направлений собственной деятельности аудит, заниматься аудиторской деятельностью.

Второй этап начался с формирования нормативной базы, регламентирующей деятельность российского аудита. 22 декабря 1993 года Указом Президента Российской Федерации № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности. Во исполнение этого документа в 1994 году были выпущены соответствующие постановления Правительства РФ, определяющие порядок аттестации аудиторов, лицензирования аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Третий этап развития аудита в Российской Федерации ознаменовался вступлением в силу с сентября 2001 года Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Этот закон определил задачи современного развития аудита.

В настоящее время происходит дальнейшее реформирование и совершенствование системы бухгалтерского учета и аудита в Российской Федерации, направленное на повышение качества информации, формируемой в системе бухгалтерского учета, создание инфраструктуры применения МСФО, изменение системы регулирования бухгалтерского учета, усиления контроля качества отчетности и повышение квалификации специалистов.

Необходимость совершенствования законодательства в области аудита вызвана:

1. Развитием системы финансово-кредитных отношений и становлением фондового рынка;

2. Расширение внешнеэкономических связей и подготовка к вступлению в ВТО;

3. Реформирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствие с требованиями международных стандартов;

4. Установление законодательства, определяющие налоговые отношения, а также возможности распоряжения собственностью организации.

Для этого разрабатывается комплекс мер, направленных на повышение качества аудита и повышения доверия к аудиторской профессии. В частности, в настоящее время Правительством РФ пересматривается законодательная и нормативная база аудиторской деятельности (вносятся изменения в закон об аудиторской деятельности, пересматриваются Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и приводятся в соответствии с Международными стандартами аудита).

В целях реформирования Российского аудита, реализовывается проект ТАСИС «Осуществление реформы аудита в Российской Федерации». Основная цель проекта заключается в повышении доверия к России со стороны инвесторов (иностранных и российских, акционеров и кредиторов).

Достижение данной цели зависит от проведения комплексной реформы аудиторской деятельности в России, предусматривающей разработку соответствующей нормативно-правовой базы, совершенствование профессиональных навыков аудиторов, а также укрепление институциональной базы регулирующих органов и профессиональных объединений.

При осуществлении проекта ставились четыре основных задачи, а именно:

1. Оказание содействия в разработке и введении в действие федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также разработке нормативно-правовой базы в соответствии с международными стандартами аудита и соответствующих методических рекомендаций.

2. Содействие повышению эффективности работы органов, регулирующих аудиторскую деятельность, а именно Минфина России и аккредитованных Минфином России профессиональных аудиторских объединений.

3. Содействие в повышении профессиональных возможностей российских индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в области проведения аудиторских проверок в соответствии с международными стандартами и с использованием общепризнанных технических методов аудита, проведения аудита консолидированной финансовой отчетности, а также финансовой отчетности банков и других финансовых учреждений.

4. Распространение передовой аудиторской практики и повышение осведомленности заинтересованных сторон и делового сообщества о преимуществах ее применения.