Вопросы 1. Понятие и виды административно – правовых режимов


Тема 15. Административно-правовые режимы

 

Правовой режим представляет собой определенную совокупность правил обязательного поведения, применяемых к отношениям между их субъектами по поводу определенных объектов. Выделяются юридическая и фактическая стороны правового режима.

В свою очередь, административный правовой режим устанавливает особый порядок деятельности органов и должностных лиц при их взаимодействии и с физическими и юридическими лицами, между собой, при реализации функциональных обязанностей и при регулировании отдельных сфер общественной жизни.

В литературе выделяется общий и специальный административные правовые режимы. Общий рассчитан на его применение в обыденных, типичных условиях (например, режим государственной границы, режим ЗАТО), специальный обусловлен определенными обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, требующий ограничения прав не властных субъектов и расширения полномочий органов управления.

Чрезвычайность ситуации независимо от ее основы (природная, социальная, техногенная, война или угроза войны) предполагает и чрезвычайность мер, направленных на ее скорейшее разрешение. Помимо чрезвычайных ситуаций у государства и общества есть определенные сферы жизнедеятельности, требующие повышенного внимания и особенностей регулирования. Они могут быть обусловлены разными причинами: необходимость рационального использования ограниченных ресурсов, сохранение уникальных объектов, недопустимость причинения вреда интересам общества и государства, обеспечение безопасности определенных объектов. Такие специфические сферы обусловливает определенные, весьма специфичные нормы и правила, носящие, по сути, режимный характер.

Возможность и необходимость существования административно-правовых режимов базируется на следующих конституционных положениях. Прежде всего это ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающая, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Тем самым на уровне Конституции РФ сформулирован один из важнейших признаков административно-правовых режимов: ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях, прямо указанных Конституцией РФ.

Режимы по времени их действия могут быть временными и постоянными.

Территориальному критерию: общефедеральные, региональные, локальные.

В зависимости от обстоятельств их установления специальные административно-правовые режимы подразделяются:

- правовой режим контртеррористической операции - контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта;

- особый правовой режим чрезвычайного положения;

- особый правовой режим военного положения. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации;

- режим особого положения.

Установлению чрезвычайных правовых режимов предшествует возникновение и негативное, опасное для личности, общества и государства, развитие чрезвычайных обстоятельств различного характера. Их признаками, дающие основания для установления различных видов чрезвычайных правовых режимов, являются: масштабность, динамизм развития, общественная опасность, тяжкие последствия для личности, общества и государства на обслуживаемой территории, длящиеся реальные внутренние и внешние угрозы национальной и военной безопасности

К основным внутренним угрозам относятся: попытка насильственного свержения конституционного строя; противоправная деятельность экстремистских, националистических, религиозных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований (НВФ); организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности РФ.

Основными внешними угрозами являются: территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела РФ; наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников; создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи Государственной границы РФ и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях; действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности; - дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в иностранных государствах и т.д.