Структура этики. Моральное сознание и практика.


Варианты структуры морали.

Мораль. Концепции ее происхождения.

Содержание терминов.

Происхождение терминов.

I. КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ.

 

Тема 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНОВ «ЭТИКА», «МОРАЛЬ», «НРАВСТВЕННОСТЬ».

1. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» - дом, гнездо. Аристотель ввел термин «этический» для обозначения душевный качеств, свойств характера человека – этических добродетелей.

Этические добродетели следует отличать от:

Ø природных аффектов – свойств тела (страх и т.п.);

Ø дианоэтических добродетелей – свойств ума (память и т.п.).

Этикой Аристотель называл:

Ø совокупность этических добродетелей;

Ø особую науку, область философского знания.

Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон):

Ø moralis – моральный (этический);

Ø moralitas – мораль (этика);

Ø моральная философия (этика как область знания).

Важнейшим условием выживания человечества является саморегуляция общества, которая заключается в:

· согласовании интересов людей, их действий;

· определении обязанностей людей перед другими членами общества;

· соблюдение определенных норм поведения и т.д.

В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получили теоретическое обоснование. Первая систематическая работа – «Никомахова этика» - была написана Аристотелем в IV в. до н.э.

Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде практических моральных наставлений и философских дискуссий.

 

2.В общекультурной лексике слова «этика», «мораль», «нравственность» взаимозаменяемы.

В этике как области знания за ними закреплен следующий смысл:

Ø этика – наука, область знания;

Ø мораль (нравственность) – предмет, изучаемый этикой.

Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики:

Ø мораль – субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы обыденного поведения людей;

Ø нравственность – объективные оценки поступков людей; высокие принципы (например, библейские заповеди).

Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих понятий.

Несмотря на то, что этика – устойчивая система знаний, она предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления, осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны. Большинство этических проблем носит дискуссионный характер.

 

 

Тема 2: ПРЕДМЕТ ЭТИКИ.

1.Этика – наука, область знания, предметом которой является мораль. Основными условиями существования и развития человеческого сообщества являются:

Ø гармонизация структуры общества;

Ø согласование интересов членов общества, их действий;

Ø определение взаимных обязанностей членов общества и т.д.

В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование.

Мораль – это:

Ø совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);

Ø универсальная форма отношений людей в обществе.

Выделяют три типа теорий происхождения морали.

Идеалистические, креационистские концепции морали, которые включают представления о:

· божественном происхождении морали (религиозная мораль);

· «априорной сущности» морали (идеи И.Канта);

· «абсолютной идеальной заданности морали» (Платон) и др.

Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не зависит от психических или физических свойств людей. Следовательно, этика не пересекается с науками, изучающими человека.

Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:

· биологическую заданность нравственных свойств людей;

· эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).

Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций были Л.Фейербах (XIX в.), Э.Фромм (ХХв.).

Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:

· теорию антропосоциогенеза;

· диалектико-материалистическую теорию этики;

· теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.

 

2. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению структуры морали:

Ø нормативный (изучение морали как системы предписаний);

Ø философский;

Ø личностный (изучение морального сознания индивида);

Ø биологический (изучение предпосылок нравственности на природном уровне);

Ø социологический (изучение роли морали в обществе);

Ø психологический (изучение психологических механизмов морали).

Элементами структуры морали являются:

Ø сознание (убеждения, намерения и пр.);

Ø деятельность (поступки);

Ø взаимоотношения между сознанием и деятельностью;

Ø нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских заповедей и т.п.);

Ø нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его поступках;

Ø нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию человека (эгоизм, альтруизм и т.п.);

Ø нравственные идеалы (цель развития личности);

Ø высшие моральные ценности (свобода, счастье и т.п.), общечеловеческие моральные ориентиры.

Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни общества, его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каждом этапе исторического развития общества).

 

 

Тема 3: СТРУКТУРА ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.