Исторического процесса.


Закономерности развития

В раскрытии закономерностей исторического процесса используются выступающие в особых формах и сочетаниях основные группы методов обучения истории – методы устного сообщения, наглядного обучения, работы с текстом, а также средства и приёмы конкретизации, используемые учителем в изложении и объяснении материала. Разъяснение учащимся существенных причинно – следственных связей между историческими явлениями, воспитание у них исторического подхода к изучаемым явлениям, подведение их к пониманию закономерностей исторического развития достигается всей системой обучения истории (аналитические беседы по изложенному материалу, разбор и обобщение исторических фактов, характер домашних заданий, повторительно – обобщающие уроки).

Особенно важно, чтобы само изложение исторического материала учителем нацеливало учеников на осмысление внутрипонятийных и межпонятийных связей (первая группа методов).

По мнению А.А.Вагина важнейшим моментом изложения исторического материала является показ возникновения исторического явления на основе сравнения и сопоставления. Далее необходимо показать новое историческое явление в его развитии и изменении, этапность развития.

Чёткое разделение хода исторических событий по этапам, чёткая характеристика каждого из этих этапов являются важнейшими условиями раскрытия закономерного развития исторического явления в самом процессе изложения на уроке. Очень важно живо изобразить переломные моменты в ходе событий и объяснить их значение.

Чтобы подвести учащихся к диалектическому пониманию исторического явления, необходимо показать его в связи с конкретными историческими условиями, показать как с изменением исторических условий меняется роль, значение, характер изучаемого явления.

В изложении материала учитель подчёркивает и выявляет ведущую роль внутренних причин развития, раскрывает внутренние противоречия, присущие явлению.

Второй группой методов раскрытия закономерностей являются методы наглядного обучения (условно – географическая наглядность: графики, диаграммы, схематические рисунки, карты). Третья группа методов - текстовые источники.

Усваиваемые учащимися в школьном курсе истории понятия и закономерности должны стать орудием дальнейшего активного познания и основой формирования системы исторических знаний.

 

Требования к уроку истории

в специальной (коррекционной) школе.

  1. Научность содержания.
  2. Чёткое планирование цели, образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач урока и их комплексное решение с учётом особенностей класса.
  3. Связь каждого урока с предыдущим и последующим.
  4. Целесообразный выбор методических приёмов, средств и методов обучения.
  5. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся.
  6. Организационная чёткость урока.
  7. Создание эмоциональной атмосферы на уроке, развитие познавательных интересов учащихся.
  8. Связь материала урока с краеведением.
  9. Результативность урока.