Доходы ведущих производителей вычислительной техники в 1988- 1989 гг.
Распределение доходов от различных видов деятельности, связанной с ВТ
Соотношение доходов, численности работающих и расходов на НИТД
Ведущие фирмы, имеющие наибольший удельный вес расходов на НИТД
Фирма | Расходы на НИТД | |
% от дохода | млн. долл. | |
NTT | 32.2 | 724.8 |
TRW | 24.7 | 1811.5 |
Cray | 18.3 | 143.3 |
Lotus | 17.0 | 94.3 |
NEC | 15.7 | 3681.9 |
Mentor | 15.1 | 64.5 |
Microsoft | 15.0 | 143.1 |
Unisys | 14.3 | 1445.0 |
Computer Associates | 13.6 | 176.0 |
Data General | 13.2 | 171.6 |
Анализ данных, приведенных в табл. 1, позволяет сделать вывод о том, что наибольший удельный вес расходов на НИТД отмечается у фирм, занятых разработкой и производством компьютерной и периферийной техники.
Для сопоставления доходов фирмы, численности работающих и расходов на НИТД в расчете на одного работающего рассмотрим данные табл. 2.
Таблица 2
Фирма | Доход, млн. долл. | Численность работающих, чел. | Расходы на НИТД | ||
всего, млн. долл. | % от объема продаж | на одного работающего, млн.долл. | |||
IBM | 60805,0 | 6827,0 | 10,9 | 0,1781 | |
DEC | 12936,7 | 1580,7 | 12,2 | 0,1255 | |
NEC | 11480,4 | 3681,9 | 15,7 | 0,3149 | |
Fujitsu | 11378,9 | 1856,9 | 10,3 | 0,3669 | |
Unisys | 9390,0 | 1445,0 | 14,3 | 0,1755 | |
Hitachi | 8719,0 | 2915,8 | 5,9 | 0,1005 | |
Hewlett-Packard | 7800,0 | 1273,0 | 10,7 | 0,1340 | |
Groupe Bull | 6465,4 | 580,2 | 9,0 | 0,1225 | |
Siemens | 6010,6 | 3656,9 | 11,2 | 0,1001 | |
Olivetti | 5573,3 | 348,5 | 5,3 | 0,0612 | |
Apple | 5372,3 | 416,4 | 7,8 | 0,0286 | |
NCR | 5319,0 | 446,0 | 7,5 | 0,0079 | |
Toshiba | 4595,1 | 1667,0 | 5,8 | 0,1173 | |
Canon | 3783,3 | 638,8 | 6,5 | 0,1555 | |
Matsushita | 3663,7 | 2377,6 | 5,8 | 0,1231 | |
Compaq | 2876,1 | 132,5 | 4,6 | 0,0139 |
Используется также такой показатель, как распределение доходов от продажи различных классов вычислительной техники, периферийных устройств, программного обеспечения и т.п., причем в настоящее время преобладает периферийное оборудование (табл. 3).
Таблица 3
Вид деятельности | Доход от продажи, млрд. долл. | Удельный вес, % |
Продажа | ||
периферийного оборудования | 21,9 | |
персональных компьютеров | 37,4 | 14,6 |
ЭВМ среднего класса | 26.2 | 11.0 |
программного обеспечения | 24.6 | 9.6 |
универсальных ЭВМ | 9.0 | |
рабочих станций | 6.8 | 2.7 |
Сопровождение | 29.3 | 11.5 |
Обслуживание | 22.5 | 8.8 |
Передача данных | 19.1 | 7.5 |
Другая деятельность | 3.4 |
Широкое распространение получили данные, характеризующие объемы производства и продажи, удельный вес на рынке соответствующих средств вычислительной техники, программного обеспечения и т.п., которые приведены в табл. 4.
Таблица 4
Фирма | Доход, млрд. долл. | Торговая доля, % | ||
% изменений | ||||
Персональные компьютеры | ||||
IBM Apple NEC Compaq Groupe Bull Olivetti Toshiba Tandy Unisys | 8.343 3.574 3.116 2.876 1.681 1.523 1.340 1.300 1.330 | 7,150 2,950 2,492 2,065 0.318 1,427 1,083 1,232 1,050 | 16,7 21,2 25,0 39,2 428.6 6.7 23.8 7.9 23,8 | 22.3 9.6 8.3 7.7 4.5 4.1 3.6 3.6 3.5 |
Рабочие станции | ||||
Sun DEC Hewlett-Packard Matsushita IBM | 1,443 1,195 0,825 0,800 0,591 | 1,096 0.700 0.438 - 0,552 | 31,7 70,7 88,4 - 7,1 | 21.3 17.6 12.2 11.8 8.7 |
ЭВМ среднего класса | ||||
IBM DEC NEC Fujltsu Unisys | 6.753 2.670 1,471 1.304 1,222 | 4,400 2,981 1,447 1,225 1,080 | 53,5 -10.4 1.6 6.5 3.9 | 29.4 11.6 6.4 5.7 4.9 |
ЭВМ универсального назначения | ||||
IBM Fujitsu Hitachi NEC Arndahl | 12,509 3,261 3,116 2,392 1,470 | 12,138 3,248 2,897 2,394 1,225 | 3.0 0.4 7.6 -0.1 20,0 | 44.4 11.6 11.1 8.5 5.2 |
Программное обеcпечение | ||||
IBM Fujltsu CA NEC Unisys | 8,424 1.449 1,290 1,065 0,875 | 7,927 1.456 0.705 1,085 0,875 | 6,3 -0.5 82,9 -1.8 0.0 | 34.3 5.9 5.2 4.3 3.6 |
Обслуживание | ||||
EDS ADP TRW CSC DEC | 2.477 1,689 1,565 1,442 1,386 | 1.907 1,617 1,533 1,253 1,100 | 29,9 4,5 2.1 15,1 26.1 | 11,0 7,5 7.0 6.4 6.2 |
Важным показателем является финансирование научно-исследовательской и технологической деятельности, поскольку наметились определенные тенденции в финансировании. Прогресс науки и технологий принято считать жизненно важным фактором и катализатором экономического и социального развития. В данном направлении в развитых странах разработаны индикаторы, с помощью которых выполняется комплексная оценка НИТД и ее влияние на уровень развития национальной экономики. После того как данные индикаторы стали одинаковыми, появилась возможность проведения международного сравнительного анализа.
В его основе лежит показатель внутренних расходов на НИТД (ВР НИТД), который включает все расходы, предназначенные для финансирования деятельности на национальной территории различными национальными и экономическими звеньями. Исключаются все расходы, вложенные за границей и финансируемые национальными звеньями.
Для получения полной картины вложений финансовых средств НИТД в конкретной стране необходимо ВР НИТД соотнести с валовым национальным продуктом (ВНП). Это соотношение подтверждает, что в экономически развитых странах наблюдается тенденция относительного снижения доли расходов на НИТД.
С другой стороны, определенный интерес представляет использование выделенных средств на НИТД.
Учесть влияние НИТД на национальную экономику - достаточно сложная задача. Для этого используется несколько показателей, в том числе таких, как баланс технологических связей (БТС) и баланс в торговле высокотехнологической продукции (БТВП). БТС покрывает все транзакции по обмену технологическими знаниями и услугами (патенты, лицензии, подготовка квалифицированных кадров, техническая помощь, программное обеспечение, экспертный анализ и т.д.)
Для оценки положения предприятия на рынке необходимы всесторонний анализ его деятельности и определение перспектив. В основе оценки лежат:
- величина капитала и имущества;
- структура капитала и имущества;
- собственный капитал (чистые собственные средства);
- изменение собственного капитала в течение определенного периода.
На базе анализа финансовых документов рассчитывается огромное количество показателей, характеризующих экономическое состояние и устойчивость на рынке. Среди них важное место принадлежит тем, с помощью которых представляется возможным определить способность погашения долгов по мере поступления сроков платежей; насколько способны быстро превратиться в деньги задолженность других партнеров и материальные запасы; достаточен ли объем продаж по отношению к оборотному и основному капиталу (фондам); устойчиво ли общее финансовое положение.
В состав основного капитала включаются три элемента:
- реальный основной капитал,
- инвестиции
- неосязаемые активы.
К реальному основному капиталу относятся здания, машины, оборудование и т.п.
Инвестиции - средства, отвлеченные из предприятий на длительный срок и вложенные в другие предприятия.
Неосязаемые активы - это активы, не имеющие физической, натуральной формы, но наделенные "неосязаемой ценностью" и в силу этого приносящие дополнительный доход. Сюда включаются торговые марки, секреты производства, патенты, авторские права, организация управления и др.
Стоимость неосязаемых активов может материализоваться в такой, например, момент, как продажа предприятия, когда владельцам уплачивается сумма, превышающая балансовую стоимость всего имущества. Данная разница и составляет "цену" предприятия. Но она списывается либо фигурирует в балансе чисто символически в виде денежной единицы.
Для характеристики относительных показателей используются коэффициенты трех основных групп:
- показатели финансового положения фирмы,
- ее коммерческой активности
- рентабельности.
Для определения финансового положения фирмы используется несколько коэффициентов в зависимости от того, что представляет наибольший интерес. Так, для выяснения состояния текущих расчетов фирмы определяют отношение оборотных средств к краткосрочной задолженности (коэффициент покрытия).
Отношение заемного капитала фирмы к собственному капиталу является весьма показательной величиной, поскольку в последнее время усиливается значение внешних источников финансирования.
Общая сумма обязательств не должна превышать сумму собственного капитала.
Используют также коэффициент собственности, который характеризует степень зависимости фирмы от заемных средств.
Кроме того, применяют отношения текущих обязательств к собственному капиталу и реального основного капитала к собственному капиталу.
Среди показателей коммерческой активности используют: отношение суммы продаж к сумме активов, к реальному основному капиталу, коэффициент оборачиваемости и др.
В группу коэффициентов рентабельности включают коэффициенты чистой прибыли, валовой прибыли, и отношение чистой прибыли к сумме активов.
Интересный по теоретическому содержанию критерий - коэффициент потерь информации - анализируется в рамках трех характерных составляющих процесса информатизации:
- информационная перегрузка,
- существенные изменения в области передачи данных
- информационный взрыв.
Обилие информации, которая становится доступной в результате применения средств вычислительной техники и передачи данных, очень часто приводит к ситуации, когда пользователь испытывает сильнейшие перегрузки. Именно они определяют во многом степень потребления информации пользователем.
Объем информационных потерь зависит от множества факторов, в том числе от объема созданной информации, информационных перегрузок (I0) и других переменных (V), что можно представить в виде следующей функции:
W = f(IG, IO, Vr).
Существует методология измерения степени удовлетворенности пользователей. Она объединяет оценки по следующим взаимосвязанным критериям:
- качеству, т.е. по уровню удовлетворения информационных потребностей пользователя;
- выгодам, т.е. по повышению экономической эффективности в целом;
- затратам, т.е. по вложению в развитие ИКТ.
Степень удовлетворенности пользователя может быть оценена с помощью таких показателей, как типы услуг, которые предоставляются, функциональные задачи, решаемые персоналом, и др.
При этом нормализованное значение степени удовлетворенности будет находиться в интервале [-1; +1] и интерпретируется с помощью шкалы для анализа результатов (табл. 5).
Таблица 5