Использование (распределение) прибыли предприятия
Чистая прибыль распределяется предприятия самостоятельно и идет:
1. Вначале на погашение обязательств предприятия, к примеру по кредиту
2. В обязательном порядке на создание резервного фонда, величина которого не должна превышать 25% уставного капитала. Резервный фонд создается для покрытия непроизводительных потерь и убытков, а также выплат гарантированных дивидендов по привилегированным акциям при отсутствии или недостаточности полученной прибыли.
3.На производственное развитие: на проведение НИОКР, на разработку и освоение новых видов продукции; на финансирование капитального строительства; приобретение основных средств и нематериальных активов; прирост собственных оборотных средств; на переподготовку кадров; на природоохранные мероприятия; на взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий и пр.
4. На социальное развитие: расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, строительство объектов непроизводственного назначения; предоставление ссуд работникам на приобретение квартир, строительство домов и т.д.
5. На материальное поощрение и дивиденды по акциям: выплата премий по итогам работы за год; за освоение и внедрение новой техники; оказание материальной помощи в натуральном и денежном выражении; единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям и др.
Предприятия в соответствии с учредительными документами создают фонды специального назначения:
фонд накопления;
фонд потребления
фонд социальной сферы
либо другие любые фонды
1. Фонд накопления формируется из чистой прибыли и других источников (накопленный износ, ремонтный фонд, целевые вклады учредителей и т.п.). Средства этого фонда направляются на инвестиционную деятельность.
2.Фонд социальной сферы(фонд потребления) формируется из чистой прибыли и других источников (затраты на оплату труда) и направляется на оплату труда и социальное развитие, материальную помощь, выплату дивидендов и т.п.
В сфере малого предпринимательства, как показывает практика, нет особой необходимости в создании фондов специального назначения.
Получение прибыли – это основная цель предпринимательской деятельности. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе – невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, реализующих финансовую деятельность предприятия, запущенность бухучета, военные действия и прочее – предприятие может понести убытки. Это:
Ö штрафы, неустойки за нарушение условий договора;
Ö убытки от хищений, от списания безнадежных долгов;
Ö потери от стихийных бедствий и т.п.
Убыток – это тоже конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
Убыток может быть списан за счет:
Ö прибыли, полученной ранее;
Ö резервного фонда;
Ö целевых взносов учредителей;
Öфондов специального назначения.
При получении прибыли и в последующем периоде и при наличии непогашенных убытков, кредитов может обратиться в суд и объявить предприятие банкротом, что позволим распродать имущество предприятия для покрытия долгов.
Понятие и показатели рентабельности
Абсолютная сумма полученной прибыли не может полностью характеризовать эффективность работы предприятия, так как на ее величину оказывает влияние масштаб производства. Поэтому крупные предприятия, даже хуже работающие, по сравнению с малым предприятием, может получить большую сумму прибыли.
Для оценки эффективности работы предприятия следует сопоставить полученную прибыль с затраченными ресурсами. Этот отличительный показатель называется рентабельностью. Рентабельность характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности за определенный период.
Различают следующие показатели рентабельности:
1. Рентабельность продукции представляет собой отношение прибыли от реализации к полной себестоимости продукции. Она показывает целесообразность производства данной продукции.
2. Рентабельность производства (или имущества активов) – есть отношение балансовой прибыли к стоимости всего имущества предприятия; показывает, как результативно используется имущество (активы) предприятия.
3. Рентабельность продаж – есть отношение прибыли от реализации продукции к объему продаж (выручки от реализации).
4. Рентабельность собственного капитала – есть отношение балансовой прибыли к собственному капиталу предприятия