Вопрос №2. Идеологическая работа по обеспечению успешного выполнения задач боевой подготовки.


Боевая подготовка-это одна из основных составных частей подготовки Вооруженных Сил, представляющая собой целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения боевых и других задач в соответствии с предназначением.

 

Основными задачами боевой подготовки являются:

 

Ø поддержание высокой боевой готовности подразделений, воинских частей и соединений к выполнению боевых задач;

Ø подготовка войск к участию в вооруженных конфликтах и действиям в составе объединенных группировок, в том числе и коалиционных;

Ø привитие офицерам, прапорщикам, сержантам твердых профессиональных знаний и умений, развитие у них командирских качеств, педагогических навыков по обучению и воспитанию подчиненных, а также навыков по управлению экипажами, расчетами, подразделениями, воинскими частями при выполнении поставленных задач как самостоятельно, так и в составе разнородных сводных боевых подразделений;

Ø подготовка военнослужащих к самостоятельному и в составе экипажей, расчетов, подразделений выполнению своих должностных обязанностей в ходе решения боевых задач и умелому применению штатного вооружения и военной техники по боевому предназначению, освоению смежных специальностей;

Ø слаживание органов управления, подразделений, частей, соединений;

Ø освоение новых образцов вооружения и техники;

Ø проверка в ходе обучения существующих уставных положений по организации и ведению боя, выработка новых способов боевого и иных видов применения войск;

Ø обучение военнослужащих соблюдению законодательства и общевоинских уставов Вооруженных Сил;

Ø воспитание у личного состава высоких морально-боевых качеств, чувства ответственности за защиту Отечества, бдительности, дисциплинированности, исполнительности, войскового товарищества;

Ø выработка у личного состава высокой психологической устойчивости, смелости и решительности, физической выносливости и ловкости, смекалки, способности переносить физические и психологические нагрузки в сложных условиях обстановки,

Ø обучение военнослужащих выполнению норм международного права;

Ø обеспечение подготовки резервов;

Ø разработка средств и приемов совершенствования методических систем обучения и воспитания.

 

Министр обороны требует главным в боевой подготовке считать: организацию учебного процесса, обеспечивающего обучение высокопрофессиональных военных специалистов, достижение слаженности подразделений, воинских частей и соединений, способных решать задачи по предназначению в любых условиях обстановки.

 

При организации боевой подготовки частей и подразделений необходимо опираться на основополагающий принцип: «Учить войска тому, что необходимо на войне».

 

Конкретные задачи по содержанию и организации боевой подготовки в мотострелковых, танковых и др. подразделениях, частях изложены в приказах и директивах МО РБ, Главнокомандующего Сухопутными войсками, в общевоинских уставах, наставлениях, руководствах и программах боевой подготовки.

Успешное их выполнение во многом зависит от того, насколько активно и целеустремленно организована в частях и подразделениях воспитательная работа (в рамках ИР) призванная воспитывать у личного состава чувство высокой ответственности за ход боевой подготовки, повышение боевого мастерства и готовности личного состава к выполнению боевых задач в любой обстановке.

Сложная задача подготовки личного состава по основным видам боевой подготовки непосредственно решается в батальоне (дивизионе), роте (батарее), во взводе.

 

Тот командир, который сам трудится напряженно, пополняя идейно-теоретические, военно-технические знания, овладевая искусством организации наступательного и оборонительного боя на местности, навыками твердого управления, зажигает и своих подчиненных стремлением к боевому совершенствованию.

 

В своей деятельности по повышению качества занятий боевой подготовки командир подразделения опирается на общие направления воспитательного воздействия:

· четкая, хорошо продуманная организация занятий (по вождению боевых машин, технической подготовки и т.д.);

· развитие здорового соперничества в борьбе за лучшие показатели;

· обеспечение гласности и сравнимости результатов (наглядное отображение результатов);

· товарищеская взаимопомощь;

· регулярное и объективное подведение итогов;

· умелое применение моральных и материальных стимулов для поощрения отличившихся;

· формирование творческого отношение к делу; новаторство, поиск новых средств воздействия;

· общественное осуждение тех, кто проявляет безответственность, леность.

В совершенствовании боевой учебы при освоении техники, обслуживании и грамотной ее эксплуатации в различных условиях способствуют следующие общие формы воспитательной работы:

Ø лекции;

Ø доклады;

Ø военно-теоретические и технические конференции;

Ø лектории военно-технических знаний;

Ø состязания и конкурсы на звание лучшего специалиста, расчета, экипажа;

Ø оформление стендов и выпуск бюллетеней;

Ø устные журналы;

Ø радиогазеты. и т.д.

 

Наиболее ответственным и сложным периодом боевой подготовки являются занятия непосредственно проводимые в поле. Именно здесь идет настойчивое совершенствование боевого мастерства воинов, навыков и умений командиров в руководстве подчиненными подразделениями в сложных условиях, формирование у личного состава высоких морально-боевых и психологических качеств.

На занятиях по огневой подготовке, стрельбах в составе экипажей, взводов, танковой (мотострелковой) роты идеологическая работа должна быть направлена на:

 

· поддержание высокого морального духа личного состава;

· воспитание ответственности за успешное выполнение стрельб;

· обмен опытом лучших огневиков;

· анализ недостатков и ошибок предыдущих упражнений и стрельб (заезды первых стреляющих экипажей);

· разъяснение мер безопасности;

· обеспечение качественного проведения занятий по отработке нормативов на всех учебных местах;

· организацию проведения бесед с личным составом, читку газет, выпуск листков-молний об отличившихся, поощрение личного состава;

· подведение итогов;

· поддержание высокой организованности, дисциплины;

· заботу о питании, отдыхе, обогреве людей и т.д.

 

На стрельбах (как и на других занятиях) ведется решительная борьба с послаблениями, упрощенчеством, нарушениями курса стрельб.

В полевых условиях используются следующие формы идеологической работы:

· митинги, собрания (если позволяет обстановка);

· совещания;

· инструктажи актива;

· групповые и индивидуальные беседы;

· боевое информирование;

· прослушивание новостей;

· обмен опытом лучших специалистов;

· запись на видеоаппаратуру отдельных моментов стрельб, с последующим подробным разбором (если имеется такая возможность);

· выпуск листков-молний;

· поощрение отличившихся. И т.д.

 

Опыт проведения занятий по вождению боевых машин, специальной подготовке личного состава, связи, инженерной подготовке, разведывательной подготовке показывает, что идеологическая работа организуется с учетом специфики и особенностей выполнения учебных задач.

Одним из важнейших составных элементов боевой учебы войск является тактическая подготовка, сердцевина которой – тактическое учение. Тактические учения, как правило, проводятся в конце периода обучения и являются по существу, смотром боевой готовности подразделений, частей всему, чему научился личный состав в процессе плановой боевой подготовки.

Проводимые учения – это настоящая школа мужества и мастерства, формирования и совершенствования морально-психологических и боевых качеств. Это основа полевой выучки, боевой подготовки. В ходе проведения учений в комплексе решаются задачи идеологической работы.

Исходя из опыта войск, заблаговременно на период проведения тактических учений составляется план идеологической работы. В нем предусматриваются мероприятия с учетом особенностей каждой категории военнослужащих.

 

Ход подготовки и проведения тактических учений подразделяется на следующие периоды:

· подготовительный период;

· основной период (проведения);

· заключительный период (подведение итогов).

 

Таким образом:

Схема №3.