УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЛЕКЦИЯ
по учебной дисциплине
«Идеологическая работа в ВС РБ»
Тема № 2 «Воспитательная работа в деятельности командира. Индивидуальная воспитательная работа в подразделении»
Обсуждено на заседании кафедры
Протокол от «____»______2012 г.
№______
Минск 2012 г
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник кафедры __________________________
(название кафедры)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, воинское звание,
______________________________________________
подпись, инициалы, фамилия)
« ____ » ______________ 20____ г.
Начальник кафедры __________________________
(название кафедры)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, воинское звание,
______________________________________________
подпись, инициалы, фамилия)
« ____ » ______________ 20__ г.
Начальник кафедры __________________________
(название кафедры)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, воинское звание,
______________________________________________
подпись, инициалы, фамилия)
« ____ » ______________ 20__ г.
Начальник кафедры __________________________
(название кафедры)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, воинское звание,
______________________________________________
подпись, инициалы, фамилия)
« ____ » ______________ 20_ г.
Начальник кафедры __________________________
(название кафедры)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, воинское звание,
______________________________________________
подпись, инициалы, фамилия)
« ____ » ______________ 20_ г.
Цель:
1. Формировать у обучаемых систематизированные знания о воспитательной работе, ознакомить их с требованиями руководящих документов по организации воспитательной работы в ВС РБ.
2. Сконцентрировать внимание обучаемых на узловых вопросах функционирования системы индивидуальной воспитательной работы, индивидуального обучения и воспитания подчиненных военнослужащих.
3. Воспитывать у обучаемых ответственность за организацию и состояние индивидуальной воспитательной работы в их дальнейшей практической деятельности.
Метод проведения: рассказ и показ, пояснение.
Время: 2 часа
Место: Учебный поток (группа), аудитория:
Содержание лекции И расчет времени:
Введение - 10мин
1.Сущность, содержание и задачи воспитательной работы в ВС РБ - 25мин
2.Организация индивидуальной воспитательной работы
в подразделении - 45мин
Заключение - 10мин
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Учебное пособие: «Вооруженные Силы Республики Беларусь; История и современность»/Л. С. Мальцев, - Мн. Асобы Дах. 2003.
2. Учебное пособие: « Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины» / Л.С. Мальцев Л.С – Минск: Асобны Дах, 2002
3.Основы идеологии обеспечения военной безопасности государства. Идеологическая работа в ВС РБ / А.Н. Гура, И.Г. Лопатюк, В.М. Макаров – Минск 2009.
4.Инструкция: « О порядке организации идеологической работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь» Приказ МО РБ 3.01.2006 №1
5.Методические рекомендации: «Идеологическая работа в подразделении» В.М. Хованский, Г.Г. Поддубный, А.М. Хованский, МО РБ, УО ВА РБ - Мн. 2006
6.Инструкция: «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию: Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 11 января 2010 г. № 1. – Минск: МО РБ
7. Методика воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь. – Чайка С.Н. Мн. БГУИР, 1997.
8..Индивидуальная воспитательная работа. - Минск: Военная Академия Республики Беларусь, 1997 – 56 с.
9.Методика индивидуальной воспитательной работы (Учебно-методическое пособие). – М.: Военное издательство, 1991 г. – 48 с.
10. Личность и коллектив: психология военного управления. – Подоляк Я.В. М.: Воениздат, 1989г. - 352 с.
11.Практика индивидуальной воспитательной работы с подчиненными. – Минск: Министерство обороны Республики Беларусь, 1993 г. – 22 с.
12О.Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь. – Минск: «Издательство «Ураджай», 2001 г.
2.Мультимедийное оборудование, экран.
3. Презентация.
Введение
Воспитание человека - сложный, противоречивый и многоплановый процесс, действенность которого во многом определяется способностью командира найти подход к каждому подчиненному, обеспечить наиболее полную реализацию его возможностей в военной службе и самосовершенствовании.
На важность глубокого изучения человека указывал известный русский педагог К.Д. Ушинский. Он писал:
"Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния - а средства эти громадны".
Изучение всех свойств и качеств личности воина приобрело повышенное значение в современных условиях. Профессиональный отбор военнослужащих, формирование важных качеств, расстановка по специальностям, решение вопросов совместимости – все это обеспечивается в значительной мере на основе глубокого знания командирами своих подчиненных. Научный подход к воспитанию и обучению воинов с учетом основ военной психологии и педагогики открывает перспективы в воспитательной работе по управлению формированием личности, осуществлению индивидуального подхода. Именно поэтому, в решении больших и сложных задач, стоящих перед командиром, большую роль играет изучение и учет особенностей личности каждого подчиненного.
В данной лекции предлагается систематизированный материал о сущности индивидуальной воспитательной работы, ее организации и методике.
Вопрос №1 Сущность, содержание и задачи воспитательной работы в ВС РБ.
Воспитательная работа – система мер и мероприятий по воздействию на сознание, мировоззрение, волю и чувства военнослужащих (гражданского персонала) в целях формирования в каждом из них идейно-нравственной личности, готовой сознательно выполнять должностные обязанности, развития в подчиненных воинских (трудовых) коллективах общей (коллективной) заинтересованности в повышении уровня и качества решения задач, возложенных на Вооруженные Силы.
Воспитательная работа проводится дифференцированно со всеми категориями военнослужащих (гражданского персонала) постоянно в ходе повседневной служебной (трудовой) деятельности и боевой учебы.
Воспитательная работа в Вооруженных Силах проводится по гражданско-патриотическому, государственно-правовому, воинскому, духовно-нравственному и семейно-бытовому направлениям.
Организация воспитательной работы строится на следующих принципах:
– конкретная социально-ценностная направленность и целеустремленность;
– соответствие содержания характеру решаемых задач обеспечения военной безопасности;
– единство обучения и воспитания военнослужащих;
– воспитание в процессе обучения и повседневной жизни;
– воспитание в коллективе и через коллектив;
– субъект-субъективный фактор воспитательных взаимоотношений;
– опора на положительное в личности и коллективе;
– полнота охвата воспитанием;
– активность, системность, конкретность, сочетание комплексного и индивидуального подходов;
– единство, согласованность и преемственность;
– оптимизация воспитательного процесса.
Руководство воспитательной работой осуществляется на основании принципов:
– научности;
– правовой доминантности руководителя в воспитательной деятельности;
– активности и адекватности управленческих решений стоящим задачам;
– сочетания групповых и индивидуальных форм воспитательного воздействия;
– позитивно-мотивационной направленности воспитания;
– сочетания убеждения, принуждения, личного примера, упражнения, поощрения, уважения к подчиненным и требовательности к ним;
учета специфики воинских частей и подразделений, уровня психических и физических нагрузок на личный состав в ходе боевой учебы.
Командиры воинских частей несут персональную ответственность за состояние воспитательной работы. На основе анализа они ставят задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по содержанию, организации и проведению воспитательной работы, принимают меры по ее совершенствованию, участвуют в проводимых мероприятиях в масштабе части, лично проводят воспитательную работу с различными категориями военнослужащих и, прежде всего, со своими заместителями, офицерами управления, командирами подразделений.
Штабы совместно с органами идеологической работы обеспечивают единство планирования и организации боевой подготовки, воспитательной работы, участие командиров и начальников родов войск и служб в воспитании подчиненных. На основе анализа МПС личного состава вносят предложения командирам (начальникам) по его укреплению, организуют воспитательные мероприятия по поддержанию уставного порядка, обеспечению безопасности воинской службы, использованию в воспитательном процессе воинских ритуалов.
Органы идеологической работы занимаются непосредственной организацией воспитательной работы, а именно:
– осуществляют планирование, методическое обеспечение, организацию и непосредственное проведение воспитательной работы с военнослужащими, гражданским персоналом Вооруженных Сил и членами их семей;
– обеспечивают взаимодействие с республиканскими и местными органами государственного управления, общественными и религиозными объединениями, средствами массовой информации в интересах воспитания.
Планирование воспитательной работы осуществляется:
– в видах Вооруженных Сил, силах специальных операций, оперативных (оперативно-тактических) командованиях, департаменте транспортного обеспечения, соединениях, воинских частях, военных учебных заведениях, организациях Министерства обороны Республики Беларусь – на год (мероприятия воспитательной работы включаются в план-календарь основных мероприятий морально-психологического обеспечения на месяц);
– в батальонах (дивизионах, эскадрильях и им равных) – на месяц;
– в ротах (батареях) – на неделю (в расписаниях занятий в часы, предусмотренные распорядком дня для проведения мероприятий идеологической работы).
Руководство воспитательной работой осуществляется на основании принципов:
– научности;
– правовой доминантности руководителя в воспитательной деятельности;
– активности и адекватности управленческих решений стоящим задачам;
– сочетания групповых и индивидуальных форм воспитательного воздействия;
– позитивно-мотивационной направленности воспитания;
– сочетания убеждения, принуждения, личного примера, упражнения, поощрения, уважения к подчиненным и требовательности к ним;
– учета специфики воинских частей и подразделений, уровня психических и физических нагрузок на личный состав в ходе боевой учебы.
Воспитательная работа носит системный характер. Данная система включает в себя ряд базовых элементов: содержательный, организационный, обеспечивающий и оценивающий.
Содержательный элемент представляет собой определение целей, задач, направлений и путей воспитания, которые реализуются в конкретных его формах в соответствии с закономерностями и принципами воспитательной работы.
Организационный элемент включает в себя планирование воспитательной работы, руководство и управление воспитательным процессом, обеспечение действенной обратной связи, обучение должностных лиц методике воспитательной работы, обмен опытом по ее организации, ее анализ и корректировку.
Обеспечивающий элемент предполагает следующие виды воспитательной работы: научно-методическая, информационная, материально-техническая и культурно-досуговая.
Оценивающий элемент составляют критерии и показатели эффективности воспитательной работы.
Выводы по первому вопросу:
1. Воспитательная работа – важнейшая форма воспитания, научный метод управления, действенная форма влияния на сознание воинов.
2. Проведение воспитательной работы организованно, систематически, на научной основе обеспечивает ее высокую эффективность.
Вопрос №2 Организация индивидуальной воспитательной работы в
подразделении.
Индивидуальная воспитательная работа (ИВР) - это систематическое, целенаправленное и согласованное педагогическое воздействие командиров (начальников) на сознание, чувства и поведение конкретной личности с учетом ее возрастных, социальных, моральных, психологических и других особенностей, а так же условий службы, быта и отдыха в интересах внутреннего развития и подготовки данной личности к успешному выполнению воинского долга.
Цель индивидуальной воспитательной работы – создание наиболее благоприятных условий для достижения педагогических целей на основе всестороннего учета индивидуальных особенностей военнослужащих.
Ее сущностьзаключается в применении таких мер педагогического воздействия на личность, которые максимально эффективны и действенны для данного конкретного военнослужащего в конкретной ситуации, а также в такой организации педагогической работы, которая способствует всестороннему развитию данного военнослужащего.
К сожалению, приходится еще встречаться с фактами недооценки индивидуальной воспитательной работы со стороны некоторых офицеров, с недопониманием ее сущности и значения, с неумением практически организовать и проводить ее. Немало командиров и начальников считают, что индивидуальная воспитательная работа не представляет ни какой сложности, склонны сводить ее лишь к беседам с отдельными военнослужащими. Побеседовал с человеком, поинтересовался его биографией, жизнью, службой и все. Такое понимание является весьма упрощенным и не отражает всего богатства содержания, подлинного назначения, тех задач, которые призвана решать индивидуальная воспитательная работа.
Индивидуальная воспитательная работа помогает командиру (начальнику) решить следующие задачи: