Повторяемость


Модульность это возможность разбивать программу на небольшие логически законченные фрагменты.

Трудные задачи часто разбиваются на отдельные логически законченные куски, которые связываются по данным, и выполняются различными людьми. Каждый фрагмент можно создавать независимо от других.

Повторяемость – это возможность в различных местах пользоваться одним и тем же нужным фрагментом без его повторного написания.

В таких случаях каждый раз вызывается одна и та же подпрограмма.

 

Рассмотрим простейшие подпрограммы.

Заданы 2 целых числа, используя подпрограмму, определить максимальное из них.

#include<stdio.h>

int max( int a , int b)

{

if( a>b ) return a ;

else return b ;

}

main()

{

int m , n , maxim ;

scanf (“%d” , &m ) ;

scanf (“%d” , &n ) ;

maxim=max( m , n ) ; // вызов функции max

printf (“максимальное число = %d “ , maxim ) ;

}

 

Заданы два целых числа, поменять местами их значения.

#include<stdio.h>

void change ( int a , int b )

{

int x ;

x=a ; a=b ; b=x ; // обмен значениями а и b через промежуточную переменную – х.

}

main ()

int a=5 , b=10 ;

printf (“%d %d” , a , b ) ;

change (a , b) ;

printf (“\n%d %d” , a , b ) ;

}

На экране вы увидите неожиданную вещь:

5 10

5 10

Значения переменных не переставляются! Где же ошибка? Если вставить печать в функцию change, то увидим, что там все в порядке и значения a и b переставляются. Почему же в main не изменилось ни чего? Для того чтобы это понять, нужно знать, как осуществляется движение информации в подпрограмму и обратно. Разберемся в этом..

В момент вызова функции, значение фактического параметра - а присваивается первому формальному параметру. Переменные - а в main и – а в change физически совершенно разные, между ними нет никакой связи после заполнения - а из change в момент вызова. Поэтому их можно обозначать разными именами. Совершенно аналогично для переменной - b. После выполнения перестановки нужно вернуть значения двух переменных, но это невозможно результат может быть только один. Т.е. в этом случае назад в главную подпрограмму ничего не возвращается, поэтому значения a и b в ней не изменяются.

Исправим эту ошибку. В главной функции main изменится только вызов функции:

change (&a , &b) ;

что означает передать в подпрограмму не значения переменных –а и b, а их адреса.

Функция будет выглядеть по другому:

 

void change ( int *a , int *b )

{

int x ;

x=*a ; *a=*b ; *b=x ; // перестановка значений в главной программе через их адреса.

}

В этом случае работа в подпрограмме change производится не с формальными параметрами, а с фактическими через их адреса, т.е. из функции change мы ссылаемся на место в памяти отведенное на а и b в main.

 

Интересные примеры работы с подпрограммами при использовании векторов и матриц.

Обнулить вектор при помощи функции.

#include<stdio.h>

void arrz ( int [] , int) ; // декларация функции

void main ( void )

{

int arr[10] , i ;

for ( i=0 : i<10 ; i++)

scanf (“%d” , &arr[i]) ;

arrz ( arr ,10) ; // вызов функции

for ( i=0 : i<10 ; i++)

printf (“%d” , &arr[i]) ;

}

void arrz ( int array[] , int num) // заголовок функции

{

int i ;

for ( i=0 : i<num ; i++)

array[i]=0 ;

}

В данном случае функция arrz тоже работает с адресом вектора arr[10], расположенного в main. И обнуляет она именно его, поэтому функция arrz не имеет результата, а имеет эффект.

 

При работе с матрицей в подпрограмме нужно соблюдать большую осторожность. Необходимо указывать структуру матрицы, хотя бы в одном индексе array[10][], или работать через адрес, для матрицы этот формальный параметр будет выглядеть так int **array. Подробнее об этом можно прочесть у Т.А. Павловской, С/С++ программирование на языке высокого уровни, С-П, 2001, стр.78.

Рассмотрим пример: каждую из произвольного количества матриц разной размерности транспонировать.

#include<stdio.h>

void mtran( int matr[10][], int n )

{

int i, j, k ;

for ( i=0 ; i<n ; i++)

for ( j=i+1 ; j<n ; j++)

{

k=matr[i][j] ;

matr[i]j]=matr[j][i] ;

matr[j]i]=k ;

}

}

void main (void)

{

int arr[10][10], i, j, k, n ;

do // цикл для обработки произвольного количества матриц «пока не надоест»

{

printf(“ введите размерность матрицы “) ;

scanf(“%d” , &n );

printf(“ введите матрицу \n “) ;

for ( i=0 ; i<n ; i++)

for ( j=0 ; j<n ; j++)

scanf(“%d” , &arr[i][j] );

mtran( arr, n ) ; // вызов функции, транспонирующей матрицу

printf(“ транспонированная матрица \n“) ;

for ( i=0 ; i<n ; i++)

{

for ( j=0 ; j<n ; j++)

printf(“%d” , arr[i][j] );

printf(“ \n“) ;

}

printf(“ повторить? 1-да, 0-нет “) ;

scanf(“%d” , &k );

while (k==1) ;

}

}

 

 

ДИРЕКТИВА ПРЕПРОЦЕССОРА #define .

 

Мы уже сталкивались с директивами препроцессору #include для включения информации из другого файла в программу. При помощи директивы препроцессора #define можно задавать константы.

#define PI 3.14

При компиляции программы каждый раз вместо PI будет подставлено ее значение. Знак ; не ставится, т.к. это не оператор языка С. Использовать эту директиву можно для любых констант, даже для звукового сигнала ‘007’, и признака конца -‘\0’.

#define BEEP ‘007’

#define NULL ‘\0’

При чем использовать эти константы можно в любой подпрограмме, они являются глобальными.

Могут быть и такие макроопределения:

#define FMT “ x %d \n”

далее в программе к нему обращаются так:

printf (FMT, x ) ;

Макроопределения еще их называют - макросамиэто текстовые подстановки, происходящие до компиляции программы. Вы заметили, что все макросы пишутся с большой буквы – это договоренность между программистами. Если видишь, что-либо написанное с большой буквы, ищи определение объекта как макроса в директиве препроцессора #define.

Хотя это требование не правило, если вы напишите с маленькой буквы, все будет работать.

Могут быть макроопределения и с параметрами:

#define SQR ( X ) X*X

далее в программе к нему обращаются так:

x=4 ; y=12 ;

z1= SQR(x) ;

z2= SQR(y) ;

Могут быть и более сложные условные макросы:

#define MAX(X, Y) ((X) > (Y) ? (X) : (Y))

#define ABS (X) ( X < 0) ? -(X) : (X))

далее в программе к ним обращаются так:

y=2*MAX(a+b , r+c ) ;

z= ABS ((x-y)/2.) ;

 

ОБЛАСТИ ВИДИМОСТИ.

 

Рассмотрим программу из двух функций:

#include …

void func (int *a, float b) // в скобках формальные параметры

{ int x, y ; // локальные переменные

}

main()

{

int x, y, z ; // y и z локальные переменные

float b ;

func(&x, b) ; // в скобках фактические параметры

}