В деятельность гражданской авиации


Борьба с актами вмешательства

Правовой статус воздушного судна и экипажа

Воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, которое таким образом пользуется защитой этого государства. Зарегистрированное воздушное судно заносится в государственный реестр.
От указанного принципа следует отличать гражданско-правовые вопросы собственности, владения и пользования воздушным судном. Гражданские воздушные суда могут находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций. Во многих странах гражданское воздушное судно является объектом гражданского права, права частной собственности. Оно может быть продано, куплено, заложено, арендовано, подарено, входить в состав наследственного имущества и т. п.

В международных воздушных сообщениях принципиальное значение имеет деление воздушных судов на гражданские и государственные. К последним, согласно ст. 3 Чикагской конвенции, относятся воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службе.

Действуя в пределах своих служебных полномочий, члены экипажа являются представителями эксплуатанта (владельца) судна, который отвечает за их действия.

Каждый член экипажа выполняет строго определенные функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров и грузы в пределах определенного периода времени.

В международном воздушном праве не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира в отношении принятия мер по предотвращению и пресечению преступных действий на борту во время полета содержатся в гл. III Токийской конвенции 1963 года.

Некоторые общие требования к свидетельствам членов экипажа зафиксированы в ст. 32 и 33 Чикагской конвенции, а также в Приложении 1 к ней.

В целом же правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации воздушного судна. Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Однако ряд стран, не располагающих достаточными авиационными кадрами, прибегают к услугам иностранного авиационного персонала.

Одна из важнейших задач обеспечения безопасности гражданской авиации состоит в организации на международном и националь­ном уровнях борьбы с незаконными актами, угрожающими авиа­ционной деятельности. Нормативную основу для проведения ме­роприятий такого рода образуют двух- и многосторонние соглаше­ния, имеющие непосредственной целью предотвращение, профилактику и пресечение подобных эксцессов. Принятие в этом направлении практических мер, в том числе мер админист­ративного, уголовного и гражданско-правового характера, отно­сится к компетенции государств – участников соответствующих международных договоров. По таким договорам их стороны обя­зуются разрабатывать, принимать и эффективно применять собст­венное законодательство, сообразующееся с конвенционными ус­тановлениями по таким вопросам, т. е. имплементировать соот­ветствующие конвенционные нормы.

Специальные принципы международного воздушного права служат платформой для формирования и применения системы юридических норм, институтов или же процедур, в соответствии с которыми осуществляется практическая деятельность пользова­телей воздушным пространством. Регулирование такой деятельно­сти и связанного с нею поведения соответствующих субъектов права применительно к определенным проблемам и ситуациям образует понятие правового режима использования данной про­странственной сферы. В это число входят определение процедур наделения летательных аппаратов статусом воздушного судна, во­просы их национальной принадлежности, профессиональной ква­лификации, характера, объема прав и обязанностей членов экипа­жей. Наиболее существенный элемент правового режима в этой об­ласти состоит в регулировании пользования суверенным и между­народным воздушными пространствами, т. е. порядка совершения международных и внутренних полетов. В блок таких правил вклю­чаются правовые и целевые основания и условия выполнения по­летов, требования таможенного, налогового (фискального), имми­грационного, санитарного и иного характера.

В законодательстве Российской Федерации ответственность за вмешательство в деятельность гражданской авиации, в частности, в форме захвата (угона) воздушного судна, зафиксирована в ст. Статья 211 УК РФ «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава». Объективная сторона данного преступления включает в себя наравне с угоном захват воздушного судна в целях угона.

 

§ 5. Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

 

Важная роль в формировании и применении норм международного воздушного права принадлежит международным организациям. Растущая потребность в регулировании деятельности гражданской авиации определила рост числа международных организаций, действующих в этой области. Главная роль принадлежит всемирной организации – Международной организации гражданской авиации (ИКАО), учрежденной в 1944 г. В ней участвует большинство стран мира, включая Россию. Решения ИКАО носят характер рекомендаций, за исключением тех, что относятся к полетам в международном пространстве, – они являются обязательными.