Международные стандарты в области прав человека


Со­держание принципа уважения прав человека составляет обязательство государств уважать и соблюдать эти права без какой-либо дискрими­нации в отношении всех лиц, которые находятся в сфере их юрисдик­ции, т.е. на которых распространяется их власть. Если исходить из ду­алистической теории соотношения международного и внутригосудар­ственного права, то соответствующие права и свободы предоставля­ются государствами отдельным лицам и их группам (коллективам) по­средством внутреннего права. Иными словами, прямо от международ­ного сообщества индивиды и их группы никаких прав не получают.

Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 г. с принятием Устава ООН. В Уставе он не назван среди принципов международного права. Однако считается, что косвенно он закреплен в Уставе. В ст. 1 (п. 3) Устава указывается, что одной из целей ООН является осущест­вление международного сотрудничества «в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». В ст. 55 Устава говорится о том, что ООН со­действует «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». В Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничест­ву в Европе (СБСЕ) 1975 г. уже прямо говорится о принципе уважения прав человека;

Для того чтобы содержание любого принципа международного права воплощалось в жизнь, необходима его конкретизация в дого­ворных и обычных нормах международного права. Международ­но-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие прин­цип уважения прав человека, часто называют международными стан­дартами в области прав человека. Это обязательства государств не то­лько предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, ка­кие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т.п.). Стандарты могут быть универсальными, т.е. признанными во всем мире, и региональ­ными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (напри­мер, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса).

В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде по­ложений Международного пакта о гражданских и политических пра­вах предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установле­ны законом и необходимы для охраны государственной безопасно­сти, общественного порядка, здоровья или нравственности населе­ния. В ст. 4 Пакта указывается, что во время чрезвычайного положе­ния в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участники Пакта могут принимать при соблюдении определенных условий меры в отступле­ние от своих обязательств по Пакту. Однако, согласно ст. 4, недопус­тимо отступление от стандартов, запрещающих дискриминацию иск­лючительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или со­циального происхождения, а также закрепляющих право на жизнь, недопустимость пыток, рабства и т.д.

Общая характеристика международных документов в области прав человека. Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее, содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии наро­дов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности челове­ческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискримина­ции по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести, убеждений и т.п.). Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той ее части, где го­ворится о стремлении членов организации «содействовать социально­му прогрессу... при большей свободе».

С учетом, прежде всего, этих положений разрабатывались и разра­батываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализиро­ванных учреждений, прежде всего МОТ и ЮНЕСКО. Часть упомяну­тых документов – резолюции международных организаций – имеет рекомендательный характер. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпи­мости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этни­ческим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г. и другие до­кументы.

Резолюции имеют важное значение в формировании новых стан­дартов в области прав человека и уточнении существующих. Мораль­но-политический авторитет многих из них очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридиче­ских обязательств. Всеобщая декларация прав человека сыграла важ­ную роль, например, еще и потому, что в ней впервые были перечис­лены права и свободы, которые относятся к категории прав человека. Постепенно положения Декларации превратились в международный обычай.

Резолюции могут послужить основой для разработки международ­ных договоров в области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и других жес­токих, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.

Другая часть документов в области прав человека – международ­ные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участни­ков. В их числе – Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декаб­ря 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловеч­ных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и другие договоры. Эти договоры закрепляют стан­дарты в области прав человека.

Пакты о правах человека – одно из значительных достижений ООН в сфере сотрудничества по обеспечению прав человека. Это до­говоры, призванные создать универсальную международно-правовую базу для межгосударственного сотрудничества по вопросам, касаю­щимся прав человека. Пакты вступили в силу в 1976 г.

В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о при­дании им возможно большей эффективности, что предполагает их универсализацию, т.е. максимальное увеличение круга их участников. До сих пор в них участвуют даже не все постоянные члены Совета Бе­зопасности ООН (США не участвуют в Пакте об экономических, со­циальных и культурных правах, Китай - в обоих).

Своеобразный характер имеют документы, принимаемые в рам­ках общеевропейского процесса. Ряд их положений посвящен правам человека. В Заключительном акте СБСЕ раскрыто содержание прин­ципа уважения прав человека применительно к взаимоотношениям участников процесса. В акте имеется специальный раздел, посвящен­ный гуманитарному сотрудничеству. Особо следует отметить доку­менты, принятые на Конференции СБСЕ по человеческому измере­нию, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 г., в Копенгагене в 1990 г. и в Москве в 1991 г. «Человеческое измерение» – термин, кото­рым участники СБСЕ обозначают комплекс вопросов в сфере их взаи­моотношений, связанных с правами человека. Конференция создала соответствующий механизм воплощения в действительность положе­ний в области человеческого измерения.

Документы СБСЕ (в настоящее время – Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)) носят политиче­ский характер и не являются источниками международного права. Их положения часто именуют договоренностями. Поскольку руководи­тели государств – участников СБСЕ (ОБСЕ) неоднократно заявляли о том, что данные договоренности подлежат безусловному претворе­нию в жизнь, они имеют и юридический оттенок. Такие заявления можно рассматривать как односторонние обязательства государств международно-правового характера. Поэтому положения указанных документов допустимо считать не только политическими, но и отра­жающими комплекс согласованных односторонних международ­но-правовых обязательств. Во всяком случае, положения этих доку­ментов, относящихся к правам человека, принято считать региональ­ными стандартами в области прав человека.