Заключительный протокол
• Переговоры с правительством Китая заняли год
• Заключительный протокол подписан в Пекине 7 сентября 1901 года:
• Контрибуция 450 млрд. юаней в течение 39 лет
• Китай обязан был вывести войска из столичного округа
• Запрещено покупать за границей современное оружие
• Управление посольским кварталом переходило в руки иностранцев (гарнизон войск)
Лишь в январе 1902 года правительство и двор возвратились в Пекин…
31. Социально-экономический строй Японии в середине XVII - XVIII в. Сёгунат Токугава. Особенности феодализма.
Установление сёгуната Токугава. Особенности двойной власти в Японии
• С 1333 до 1603 года в Японии продолжались феодальные войны
• Период с 1333 по 1603 года назвали «Эпохой воюющих провинций» (Сенгоку)
• «Эпоху воюющих провинций» отличали следующие черты:
• Слабая власть императора
• Отсутствие авторитетного клана и военного лидера, способного сплотить рыцарство(самурайство) и объединить страну
Первые контакты с европейцами принесли в страну:
• огнестрельное оружие
• миссионерскую деятельность христиан-католиков (португальцы, испанцы)
• В конце XVI – начале XVII века появились силы заинтересованные в объединении страны
• Последним предводителем этих сил перед объединением стал Токугава Иэясу
• В 1600 году Токугава Иэясу разбил в битве при Сэкигахара коалицию князей
• В 1603 году Токугава Иэясу провозгласил себя Великим полководцем – Сёгуном, а 1605 году провозгласил своего сына наследником
• Сёгунат Токугава просуществовал в Японии с 1603 по 1868 год
• Форма двойного правления известна в Японии с XII века
• Эпоху с 1603 по 1868 называют еще «Периодом Эдо»
• Две столицы:
• Киото – старинная официальная столица и резиденция императора
• Эдо ( впоследствии Токио) – резиденция/ставка сёгуна и фактическая столица государства
• Историк Эдвин Рейшауэр назвал власть сёгуна «формой централизованного феодального правительства»
• По-японски правительство сёгуна принято именовать бакуфу (военное правительство)
• Окончательно власть сегуна Токугава укрепилась после осады и взятия в 1615 г. замка могущественного дайме в Осака
• Светская власть Сегуна была неограниченной
• Император оставался символом божественной власти и создателем японского государства. Император исполнял часть важных ритуалов религии синто (Путь богов)
Власть сёгунов Токугава была основана на нескольких столпах:
• Сёгун был крупным землевладельцем (2,5 млн. коку земли + 2 млн. коку у его 38 вассалов). Сёгун распоряжался более 25% территории Японии
• Токугава построили свою штаб-квартиру в крупнейшем городе – Эдо
• Все остальные крупные князья – даймё должны были присягнуть на верность Токугава
• Источниками легитимации власти Токугава были и другие традиционные институты японского общества:
• император,
• буддистские богословы,
• конфуцианские ученые…
• Система «санкин котай»:
Правило, по которому один год каждый даймё обязан был прожить в Эдо, а следующий мог провести у себя в замке.
В Эдо даймё должен был оставить его семью в качестве заложников
• Главная забота бакуфу – стабильность и отсутствие конфликтов внутри страны
Основные классы японского общества
• Японское общество подчинялось строгой иерархии. Лозунг этого общества: «Занимать должное место»
• При этом, чтобы понять эту иерархию, которая диктовала поведение, внешний облик людей, необходимо обратить внимание не только на классы, но и на пол, возраст, семейные связи
• Социальная пирамида японского общества состояла из 4-х классов-сословий:
• Си – самураи
• Но – крестьяне
• Ко – ремесленники
• Сё – торговцы и ростовщики
• Самураи – сословие воинов, занимали высшее положение в социальной иерархии
• «Среди цветов - вишня, среди людей – самурай»
Среди самурайского сословия существовала своя иерархия:
• Даймё – 250 крупнейших князей
• Самое низкое положение занимали воины-самураи служившие своим патронам за рисовый паек – хатамото
• Кодекс «Бусидо»
Кодекс Бусидо: «Путь воина – означает смерть»
• «Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведёт к смерти. Не рассуждай!»
• «Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда»
• «К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство»
• «Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности»
• «Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного»
• Высокое положение в обществе занимали куге – придворная родовая аристократия («Киотская аристократия»)
• Во время сёгуната куге не имели реальной власти и были изолирована в Киото
• Иерархическое общество Японии существовало долгое время при двойном правлении (императора и сегуна) не только потому, что народ был покорным
• каждому классу в нем были предоставлены определенные гарантии
• Даже низшие касты получили право на особые виды деятельности, а их организация самоуправления признавалась властями
• К середине XVIII века зависимость Си (самураев) от Сё (торговцев) увеличилась
Разбогатевшие Cё использовали различные приемы, чтобы попасть в Высшее общество:
1. Становились «землевладельцами» после ареста имущества за долги
2. Использовали обычай «усыновления»…Богатые торговцы стремились к тому, чтобы их сыновья после женитьбы были «усыновлены» в семье самураев. В Японии не требовали жесткого соблюдения внутрикастовых браков
• С другой стороны самураи – си пользовались своим особым положением
• Согласно старому обычаю можно было оплатить покупки не только во конце месяца, но и в конце года
• В японском обществе благодаря клановой, общинной организации существовало особое понятие долга
• В 1836 году залезший в долги князь Сацума заключил с кредиторами соглашение, согласно которому завершение выплаты долга предусматривалось в 2085 году.
Политика сёгунов Токугава в XVII-XVIII вв. Закрытие страны.
• Цель власти сёгуна: стабильность, мир и порядок внутри Японии и вокруг неё
• Ссоры европейцев по религиозным вопросам угрожали перекинуться на почву Японии...
• В 1614 году сёгунат принял закон о запрете христианства:
1. Всем христианским священникам приказано собраться в Нагасаки для депортации
2. Христианские церкви приказано разрушить
3. Всем принявшим христианство японцам приказано отказаться от веры
• В 1633 запрещены все иностранные книги
• 1635 год. Первый запрет иностранцам посещать Японию
• 1637 год восстание в Симабара потоплено в крови, пленников сбросили со скалы в гавани Нагасаки
• В подавлении восстания помогли голландцы: предоставили сёгуну вооруженный пушками корабль…
К 1641 году введена политика «сакоку» (запрет иностранцам посещать Японию)
• Запрет под страхом смерти японцам строить корабли и выходить на них в море для посещения других стран
• Исключение для голландцев. 5 кораблей в год в XVII веке, потом один корабль в год в XVIII веке мог заходить в Нагасаки
• Европейские негоцианты обязаны были предоставлять бакуфу краткий письменный доклад об основных событиях в мире
• Появилась особая наука: рангаку («Голландоведение»)
• Существовала особая отрасль знаний «изучение родины» - кокугаку
• Идеологической и философской базой сёгуната стало конфуцианство
• Идеи Конфуция в Японии долгое время воспринимались лишь как дополнение к буддизму. Соответственно, и интерес к учению китайского мыслителя проявляло лишь буддийское духовенство и аристократия
• Однако в эпоху Токугава конфуцианство приобрело статус официальной государственной идеологии. Однако не без некоторых национальных особенностей
• Конфуцианство, распространенное в Китае, требовало уважения и лояльности прежде всего к родителям, к семье
• В японском неоконфуцианстве был сделан акцент на безусловной верности господину, сюзерену, своему даймё, сёгуну (даже в ущерб интересам собственной семьи)
• Жесточайшая дисциплина и неукоснительное следование предписаниям из Эдо были навязаны всей стране
• На всех дорогах были выставлены заставы, тщательно проверявшие у прохожих и проезжих документы на право передвижения
• Под страхом смертной казни пресекались любые попытки крестьян бежать от своих даймё
• Были введены ограничения на строительство новых замков и укрепление старых
• Проживание любого постороннего в городе или деревне было возможно лишь при наличии соответствующего разрешения
• Соседи были связаны узами круговой поруки, расплачиваясь перед властями своим имуществом и даже жизнями за любое нарушение порядка в округе
• Строго регламентировались для каждого сословия фасон, цвет и материал одежды
• Столь же жестко было оговорено право любой трудовой и социальной деятельности для каждого сословия
• Ношение оружия было разрешено только самураям
Регламентированы были любые мелочи:
• Например, право пользования паланкинами (ручными носилками) было даровано лишь даймё и членам их семей, медикам, астрологам и лицам старше 60 лет
• Лимитировалось количество воинов (не более 20 всадников), которым было дозволено сопровождать своего даймё в поездках
Надзор распространялся даже на семейную жизнь:
• запрещались любые развлечения, роскошь
• Все это дало японским историкам основание утверждать, что правление сёгуната Токугавы стало наиболее полным и последовательным воплощением идеи тоталитарной системы в доиндустриальном обществе
• Жесточайший политический, военный, административный контроль со стороны сёгуната, кровавые безжалостные расправы над любыми противниками режима и инакомыслящими привели к тому, что столетиями продолжавшиеся междоусобицы утихли, в стране воцарился столь непривычный для средневековой Японии мир
• Необходимость в содержании мощных самурайских дружин отпала
• Судьбы страны и отдельных княжеств перешли в руки чиновничества