Вывод по лекционному курсу.


Итак, рассмотрев теоретические аспекты изучения профессионального стресса в педагогической деятельности преподавателей высшей школы, мы пришли к следующим выводам:

1. Первым вклад в изучение стресса внес Г. Селье, с его точки зрения стресс - это «неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование» [30; 330].

2. В изучении стресса можно выделить три основных направления: объективистский, субъективистский и системный.

3. В нашей работе мы опирались на определение стресса данное в рамках системного подхода. В рамках данного направления стресс понимается как целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.

4. Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры. В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный. Стресс также подразделяют на острый, хронический и травматический. Кроме того, выделяют стрессы, возникающие в трудовой деятельности. К ним относятся: рабочий стресс; организационный стресс; профессиональный стресс.

5. Профессиональный стресс – «это связанное с выполняемой профессиональной деятельностью напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов» [21; 8]. Макаренко О.В. различает три разновидности профессионального стресса: информационный; эмоциональный; коммуникативный.

6. Причины развития профессионального стресса подразделяются на непосредственные и главные [по 5; 13]. К непосредственным причинам относятся сложность и опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для жизни и здоровья, дефицит времени, конфликты с руководством и т.п. К главным причинам относятся индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда. К дополнительным факторам: несоответствие ряда организационных характеристик трудовой деятельности представлениям и установкам конкретного индивида.

7. Основными последствия профессиональных стрессов являются синдромы «эмоционального выгорания» и «профессиональной деформации».

8. Стресс типичен для педагогической деятельности из-за ее насыщенности такими стресс-агентами, как социальная оценка, физическая опасность, неопределенность, повседневная рутина. Проявления стресса в работе педагога разнообразны и обширны, в первую очередь это такие, как фрустрированность, тревожность, изможденность и выгорание.

9. К стресс-факторам, способствующие возникновению профессиональных стрессов в педагогической деятельности, относятся

внешние и внутренние. К внешним, мы отнесли следующие факторы: организационные (условия и организация труда, взаимоотношения с руководством и коллективом, взаимоотношения со студентами и т.п). К внутренним (индивидуально-психологические особенности личности педагога: мотивированность, направленность, характер и темперамент, способности, самооценка, стрессоустойчивость).