Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.
Коммуникация и информация различные, но связанные между собой вещи.
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому.
Используя и передавая информацию, а также получая обратные сигналы управляющий организует, руководит и мотивирует подчиненных.
Коммуникация - как форма общения двух и более субъектов контактирования - является естественной и неотъемлемой частью процесса управления. Коммуникация не бывает без информации, т.е. того, что передается в ходе коммуникативного процесса.
Субъектами могут выступать:
- отдельные личности,
- группы людей,
- и даже целые организации.
Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это "что" передается.
Информация имеет определенного носителя:
- речь
- графика
- знаковые системы
- коды, символы, различные технические средства.
Способы передачи информации:
- устное сообщение (по телефону и личные).
- письменное сообщение (от писем до электронной почты).
- язык жестов, мимика.
По истокам управленческая информация подразделяется:
- внутренняя - непосредственно от данной организации.
- внешняя – об окружающей среде.
По предназначению:
- открытая – для всеобщего пользования.
- для служебного пользования.
- секретная.
- совершенно секретная.
- совершенно секретная особой важности.
Вспомогательными критериями обеспеченности информацией являются:
- количество информации (полнота);
- ее значимость;
- точность;
- надежность;
- понятность
- актуальность;
- гибкость;
-экономическая эффективность информационного процесса (соотношение прибыли от информации и затрат на нее);
- учет защищенности информации.
К основным функциям коммуникаций относятся:
- информативная - передача истинных или ложных сведений;
- интерактивная /побудительная/ - организация взаимодействия между людьми /согласованность действий, распределение функций, влияние на настроение, убеждения, поведение собеседника - через внушение, приказ, просьбу, убеждение и т.д./;
- перцептивная - восприятие друг друга партнерами в ходе общения и установление на этой основе взаимопонимания;
- экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Эффективная коммуникация предполагает также наличие у менеджера коммуникативной компетентности, т.е. способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а именно: достигать взаимопонимания, ясного представления о ситуации и предмете общения.
Что может помешать этому?
а) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации;
б) «предвзятые представления»- склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;
в) плохие отношения между людьми;
г) отсутствие внимания и интереса собеседника;
д) пренебрежение фактами, т.е. привычка спешить с выводами /заключениями/ при отсутствии достаточного числа фактов;
е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность;
ж) неверный выбор стратегии и тактики общения;