Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.


Коммуникация и информация различные, но связанные между собой вещи.

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому.

Используя и передавая информацию, а также получая обратные сигналы управляющий организует, руководит и мотивирует подчиненных.

Коммуникация - как форма общения двух и более субъектов контактирования - является естественной и неотъемлемой частью процесса управления. Коммуникация не бывает без информации, т.е. того, что передается в ходе коммуникативного процесса.

Субъектами могут выступать:

- отдельные личности,

- группы людей,

- и даже целые организации.

Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это "что" передается.

Информация имеет определенного носителя:

- речь

- графика

- знаковые системы

- коды, символы, различные технические средства.

Способы передачи информации:

- устное сообщение (по телефону и личные).

- письменное сообщение (от писем до электронной почты).

- язык жестов, мимика.

По истокам управленческая информация подразделяется:

- внутренняя - непосредственно от данной организации.

- внешняя – об окружающей среде.

По предназначению:

- открытая – для всеобщего пользования.

- для служебного пользования.

- секретная.

- совершенно секретная.

- совершенно секретная особой важности.

Вспомогательными критериями обеспеченности информацией являются:

- количество информации (полнота);

- ее значимость;

- точность;

- надежность;

- понятность

- актуальность;

- гибкость;

-экономическая эффективность информационного процесса (соотношение прибыли от информации и затрат на нее);

- учет защищенности информации.

К основным функциям коммуникаций относятся:

- информативная - передача истинных или ложных сведений;

- интерактивная /побудительная/ - организация взаимодействия между людьми /согласованность действий, распределение функций, влияние на настроение, убеждения, поведение собеседника - через внушение, приказ, просьбу, убеждение и т.д./;

- перцептивная - восприятие друг друга партнерами в ходе общения и установление на этой основе взаимопонимания;

- экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Эффективная коммуникация предполагает также наличие у менеджера коммуникативной компетентности, т.е. способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а именно: достигать взаимопонимания, ясного представления о ситуации и предмете общения.

Что может помешать этому?

а) стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации;

б) «предвзятые представления»- склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно;

в) плохие отношения между людьми;

г) отсутствие внимания и интереса собеседника;

д) пренебрежение фактами, т.е. привычка спешить с выводами /заключениями/ при отсутствии достаточного числа фактов;

е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность;

ж) неверный выбор стратегии и тактики общения;