Тема 3. Стратегическое планирование и формирование общей экономической стратегии организации


Стратегическое планированиеэто сложный процесс, определяющий эффективность деятельности предприятия на основании учета факторов рыночной среды и параметров позиционирования фирмы в конкретный период времени.

Стратегическое планирование есть отражение динамики организационного поведения фирмы в конкретной ситуации рыночных отношений.

Методология стратегического планирования – основывается на принципах и методах логики, философии, диалектическом подходе, использовании сущности стратегического развития социально – экономических систем.

Теория стратегического планирования основывается на:

1) законах экономической теории – рассматривает развитие социально-экономических отношений, практическое применение принципов и закономерностей развития экономики.

2) Организационный аспект – включает комплекс вопросов, связанных с постановкой практических и стратегических задач, организацию специальных служб стратегического планирования, разработку технологий и методов планирования.

Система стратегического планирования:

1) определяет пути стратегического развития фирмы;

2) включает данные прогнозов и мониторинга относительно конкуренции и динамики факторов внешней среды;

3) задает пределы изменений критериев и показателей достижения стратегических целей;

4) определяет информацию для стратегий, программы предпринимательства, развития, интеграции и роста фирмы;

5) включает стратегии финансового и ресурсного обеспечения.

В предмет стратегического планирования входят:

1) экономические законы, закономерности рыночных отношений;

2) методы и методики анализа факторов окружающей среды и состояния фирмы;

3) информация для принятия стратегических решений;

4) механизмы управления организацией, исходя из её ресурсно-потенциальных возможностей и требований рынка.

Объект стратегического планирования – деятельность структурных элементов экономики.

Главная задача стратегического планированияобеспечение логики, совместимости теоретических проблем, потенциальных возможностей фирмы с системой потребительских потребностей рынка.

Методология стратегического планирования обеспечивает:

- логику разработки стратегических прогнозов, маркетинговые программы и стратегических планов;

- совместимость системы показателей и критериев эффективности по иерархии систему управления;

- совместимость методов составления и обоснования оптимальности плановых показателей, выражающих задание стратегических планов и производственных программ.

Для организации стратегического планирования используются следующие принципы:

1) принцип единства стратегических планов по всем уровням и подразделениям экономической системы;

2) принцип получения обоснованности прогнозов и стратегических планов;

3) сочетание общих и локальных подсистем;

4) обеспечение оптимальной пропорциональности основных звеньев экономики;

5) единства процесса разработки реализации результатов планирования на основе системного подхода.

Стратегическое планирование осуществляется в несколько этапов:

1 этап. Подготовительный

1.1. стратегический анализ внешней среды (ПЭСТ),

1.2. маркетинговое исследование рыночных категорий,

1.3. определение целей деятельности и предпринимательской стратегии,

1.4. выявление конкурентных преимуществ,

1.5. выбор СЗХ,

1.6. оценка потенциальных возможностей и конкурентного статуса .

2 этап. Организационный

1.7. разработка бизнес-плана,

1.8. разработка концепции товара,

1.9. разработка продуктово-маркетинговой стратегии,

1.10. прогнозирование,

1.11. учет и оценка риска,

1.12. разработка экономической и ценовой политики,

1.13. разработка стратегии организационного поведения на рынках средств производства, капитала, сырья и т.д.

3 этап. Разработка стратегического плана.

3.1. определение принципов и методов стратегического планирования,

3.2 определение системы показателей и критериев эффективности,

3.3. учет стратегий кредитования и инвестиций,

3.4.разработка реального стратегического планирования (производственная программа) в соответствии с ресурсами, обеспечение и требованиями рынка,

3.5.разработка оптимистического плана развития фирмы на основе инвестиций, кредитов и интеграции фирмы,

3.6.разработка пессимистического плана (минимум допустимого) с учетом затрат на новые технологии за счет собственных средств,

3.7.определение критериев и их результативности.

4 этап. Оценка результатов планирования

4.1.финансовый контроллинг,

4.2.стратегия финансового развития,

4.3.разработка ситуационных альтернативных планов поискового режима (резервное планирование).

На каждом этапе выделяются определенные шаги, процессы планирования. Особое значение имеет применение – показателей и нормативов стратегического планирования.