Тема 3. Стратегическое планирование и формирование общей экономической стратегии организации
Стратегическое планирование–это сложный процесс, определяющий эффективность деятельности предприятия на основании учета факторов рыночной среды и параметров позиционирования фирмы в конкретный период времени.
Стратегическое планирование есть отражение динамики организационного поведения фирмы в конкретной ситуации рыночных отношений.
Методология стратегического планирования – основывается на принципах и методах логики, философии, диалектическом подходе, использовании сущности стратегического развития социально – экономических систем.
Теория стратегического планирования основывается на:
1) законах экономической теории – рассматривает развитие социально-экономических отношений, практическое применение принципов и закономерностей развития экономики.
2) Организационный аспект – включает комплекс вопросов, связанных с постановкой практических и стратегических задач, организацию специальных служб стратегического планирования, разработку технологий и методов планирования.
Система стратегического планирования:
1) определяет пути стратегического развития фирмы;
2) включает данные прогнозов и мониторинга относительно конкуренции и динамики факторов внешней среды;
3) задает пределы изменений критериев и показателей достижения стратегических целей;
4) определяет информацию для стратегий, программы предпринимательства, развития, интеграции и роста фирмы;
5) включает стратегии финансового и ресурсного обеспечения.
В предмет стратегического планирования входят:
1) экономические законы, закономерности рыночных отношений;
2) методы и методики анализа факторов окружающей среды и состояния фирмы;
3) информация для принятия стратегических решений;
4) механизмы управления организацией, исходя из её ресурсно-потенциальных возможностей и требований рынка.
Объект стратегического планирования – деятельность структурных элементов экономики.
Главная задача стратегического планирования–обеспечение логики, совместимости теоретических проблем, потенциальных возможностей фирмы с системой потребительских потребностей рынка.
Методология стратегического планирования обеспечивает:
- логику разработки стратегических прогнозов, маркетинговые программы и стратегических планов;
- совместимость системы показателей и критериев эффективности по иерархии систему управления;
- совместимость методов составления и обоснования оптимальности плановых показателей, выражающих задание стратегических планов и производственных программ.
Для организации стратегического планирования используются следующие принципы:
1) принцип единства стратегических планов по всем уровням и подразделениям экономической системы;
2) принцип получения обоснованности прогнозов и стратегических планов;
3) сочетание общих и локальных подсистем;
4) обеспечение оптимальной пропорциональности основных звеньев экономики;
5) единства процесса разработки реализации результатов планирования на основе системного подхода.
Стратегическое планирование осуществляется в несколько этапов:
1 этап. Подготовительный
1.1. стратегический анализ внешней среды (ПЭСТ),
1.2. маркетинговое исследование рыночных категорий,
1.3. определение целей деятельности и предпринимательской стратегии,
1.4. выявление конкурентных преимуществ,
1.5. выбор СЗХ,
1.6. оценка потенциальных возможностей и конкурентного статуса .
2 этап. Организационный
1.7. разработка бизнес-плана,
1.8. разработка концепции товара,
1.9. разработка продуктово-маркетинговой стратегии,
1.10. прогнозирование,
1.11. учет и оценка риска,
1.12. разработка экономической и ценовой политики,
1.13. разработка стратегии организационного поведения на рынках средств производства, капитала, сырья и т.д.
3 этап. Разработка стратегического плана.
3.1. определение принципов и методов стратегического планирования,
3.2 определение системы показателей и критериев эффективности,
3.3. учет стратегий кредитования и инвестиций,
3.4.разработка реального стратегического планирования (производственная программа) в соответствии с ресурсами, обеспечение и требованиями рынка,
3.5.разработка оптимистического плана развития фирмы на основе инвестиций, кредитов и интеграции фирмы,
3.6.разработка пессимистического плана (минимум допустимого) с учетом затрат на новые технологии за счет собственных средств,
3.7.определение критериев и их результативности.
4 этап. Оценка результатов планирования
4.1.финансовый контроллинг,
4.2.стратегия финансового развития,
4.3.разработка ситуационных альтернативных планов поискового режима (резервное планирование).
На каждом этапе выделяются определенные шаги, процессы планирования. Особое значение имеет применение – показателей и нормативов стратегического планирования.