Бюджет: общие понятия.


Бюджетная система РФ.

Государственные финансы.

Значение гос. финансов. Гос. финансы являются важнейшей составной частью бюджетной системы РФ. Благодаря им государство обеспечивается необходимыми ему денежными средствами для выполнения государственных, социальных, экономических, политических функций.

Гос. финансы включают в себя те денежные отношения, которые возникают в ходе формирования и использования денежных средств, предназначенных для:

1) обеспечения обороноспособности страны;

2) для охраны здоровья населения;

3) поддержания правопорядка;

4) установления социальной справедливости;

5) обеспечения территориальной цельности;

6) регулирования ВЭД;

7) поддержания хозяйства страны и т.д.

Значение гос. финансов для существования любой страны на столько велико, что иногда всем финансам приписывают и 3 функцию: государствообразующую. Наполнение денежных фондов, предназначенных для решения вышеперечисленных гос. задач, осуществляется в процессе распределения и перераспределения ВНП (валового национального продукта). См. схему движения денег в рамках открытой смешанной экономики. Как можно видеть из этой схемы весьма значительная часть ВНП распределяется через систему гос. финансов. Поэтому гос. финансы являются наиболее значимым составляющим блоком финансовой системы страны.

Любая бюджетная система – это набор бюджета, основанный на складывающихся экономических отношениях и гос. устройстве страны. Этот набор бюджета обуславливается юридическими нормативными актами. Все юридические нормативные акты, регулирующие составление, принятие, исполнение и утверждение бюджетов, составляют бюджетное право.

Бюджетное законодательство РФ включает в себя:

1) Бюджетный кодекс;

2) Федеральный закон «О Федеральном бюджете»;

3) прочие Федеральные законы, регулирующие бюджетные отношения;

4) Законы субъектов РФ о региональных бюджетах;

5) прочие законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные отношения;

6) правовые нормативные акты представительских органов местного самоуправления, касающиеся бюджетных отношений в т.ч. о местных бюджетах;

7) Постановления Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и исполнительных органов местного самоуправления по вопросам бюджетных отношений, а также инструктивные материалы ведомств, перечисленных гос. органов.

Бюджет – это расчетная (требующая вычисления) и ограничительная (задающая предельные размеры) смета (роспись) доходов и расходов различных субъектов на определенный период времени.

Бюджет является инструментом организации и регулирования предстоящей деятельности субъекта. Всякий бюджет задает получение и расходование определенной суммы денежных средств субъекта к некоторому моменту времени. Значит, субъект к этому моменту времени должен принять какие-то конкретные управленческие решения, действия, чтобы иметь предписанный доход и возможность осуществить расходование определенных денежных средств. И в этом смысле бюджет как бы предопределяет деятельности субъекта. Разумеется, для того чтобы субъект действовал в соответствии со своими интересами в будущем бюджет, которым он руководствуется, должен быть качественным.

На качество бюджета влияет большое количество факторов, основными из которых являются:

1) многочисленность факторов полной или частичной неопределенности, оказывающие влияние на значение доходов и расходов;

2) некорректность методологий (подхода) и методического обеспечения (способа) расчета оценок будущих доходов и расходов.

Доходы бюджета отражают возможности субъекта, а расходы – потребности субъекта. Чем больше несоответствие возможностей потребностям, т.е. доходов к расходам, тем сложнее составить качественный бюджет. Любой бюджет является документом политическим, т.к. по нему можно судить о намерениях субъекта, т.е. о том, что субъект собирается делать в будущем. Каждый бюджет тесно связан с понятием выбора, эта связь обусловлена объективным превышением потребностей субъекта над его возможностями.