Свободное общение как общекультурный символ 8 страница
Формирование умений письменной речи |
Умение выражать свои мыс
ли в письменной форме форми
руется на базе упражнений реп
родуктивного, репродуктивно- продуктивного и продуктивного характера.
В первую группу упражнений входит написание текста (письма, открытки, сообщения и т. п.) с опорой на образец, что характерно для начальных классов.
Вторая группа — это упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план и др.) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения). Используются в основной школе.
Третья группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы. Стимулы, побуждающие к письменному высказыванию, могут быть сформулированы словесно (например, проблемного тезиса) или .визуально (просмотр видеофильма, фотография и др.). Используется на второй и третьей ступенях средней школы.
Большие возможности для обучения творческому письму имеет диктант. Р.П. Мильруд выделяет репродуктивный, индивидуальный творческий, парный творческий, коллективный творческий диктант [51]. О репродуктивном диктанте речь шла выше (буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания). Индивидуальный творческий
11*
диктант выполняется как письменное произведение речи объемом не более 150 слов, представляющее собой описание картинки, рассуждение по поводу предложенного проблемного тезиса и т. п. Парный или коллективный творческий диктант может проходить следующим образом: двум учащимся (двум группам учащихся) предлагаются в случайном порядке картинки, иллюстрирующие один из двух рассказов; задача ученика заключается в том, чтобы расположить картинки в правильной последовательности, написать рассказ и продиктовать его партнеру (партнерам); после этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта.
В процессе обучения письменной речи важно обеспечить максимальную управляемость графического исполнения письменного произведения речи. Для этого можно использовать прием заполнения пропусков из предложенных вариантов или по смыслу (cloze procedure). Например, в следующей записке сделаны пропуски и даны на выбор возможные варианты для их заполнения:
Dear Liz,
Mum, Dad and I have gone to the ... so could you ... because ... (shop, garage, baker's, let the dog in, give a ring to school, wait for us, it is freezing, they are expecting it, there is no way we can give you a key).
При заполнении пропусков в следующем задании учащиеся пытаются догадаться о значении пропущенных слов по контексту, а также по привычным словосочетаниям:
Computer for ... (sale)
have been in ... for only 6 ... (use, months)
all the modern ..., "Windows", etc. (software)
for ... $ 699 (only)
the price is ... (negotiable)
please ... after 6 p.m. (call)
Управлять заданием можно через структуру письменного произведения речи. Так, письмо-жалоба может иметь такую структуру:
Opening paragraph — states the reason for the letter.
Middle paragraph 1 — gives the precise nature of the complaint.
Middle paragraph 2 — explains the implications of the matter.
Closing paragraph — describes what action is needed to put the matter right.
Для того чтобы управлять выполнением следующего задания (написание рецензии на литературное произведение, художественный фильм и т. п.), применяется схема: The new ... allows you to ... . This is aimed at ... . All the ... are grouped ... . The ... is meant to ... . It can be used in ... . Moreover it can ... . Some ... though don't appeal to me because ... . But on the ... extremely useful in ... . This small ... will enable me to ... .
Кроме того, для управления использованием задания учащимся могут быть даны вопросы, на которые предлагается ответить в форме рассказа. Так, для написания рассказа "А Strange Sound" могут быть взяты вопросы: 1. Can you describe the sound? 2. Can you describe the creature? 3. Can you say nore about the creature's appearance? 4. How did it go through he wall? 5. How did you escape? Etc.
При обучении письменной речи важно развивать творческое воображение. Интересной формой письменных заданий является поэтическое творчество. Учащиеся могут самостоятельно сочинять лимерики по образцу, стихи в форме haiku, elfchen.
Обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам РД. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на ИЯ.
Критерии оценки умений письменной речи: содержание и полнота (насколько учащиеся успешно справились с выражением содержания с учетом цели высказывания и адресата при соблюдении принятых норм вежливости); организация текста (логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы, использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста, выбор формата письма); лексика, грамматика, орфография и пунктуация.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определения следующим понятиям: «письмо»,
«письменная речь», «графика», «орфография», «за
пись», «реферат», «аннотация».
2. Чем письмо отличается от письменной речи?
3. Чем письменная речь отличается от устной?
4. Когда письмо выступает самостоятельной целью обуче
ния, а когда является средством формирования смеж
ных навыков и умений?
5. Какие типологические группы сложностей определяют
каждый этап обучения и как их можно свести к мини
муму?
6. Проанализируйте, как изменяются требования Програм
мы к развитию у учащихся навыков и умений письма и
письменной речи на разных этапах обучения.
7. Составьте банк упражнений для формирования навы
ков и развития умений письма и заполните таблицу:
Обучение технике письма | Обучение письменной речи | Использование письма как средства обучения | ||||
Графике | Орфографии | Записи | Репродуктивным видам | Продуктивным видам | Языковому материалу | Видам речевой деятел ьности |
Глава 15
Обучение произносительной стороне речи
Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов РД. Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка — совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы). Овладение звуковым строем — обязательное условие общения в любой форме. Речь будет понята слушающим с трудом или не понята вообще, если говорящий нарушает фонетические нормы языка. Слушающий плохо поймет чужую речь, если он сам не владеет произносительными навыками, так как слуховые образы, или эталоны, накапливаются у человека в слуховой памяти, а потом идет сверка того, что он слышит, с тем, что он накопил в своей памяти. Звуковой образ, который человек слышит, сверяется не только с эталоном, но еще возбуждает в мозгу и определенное значение. Если звуковой образ искажен, то и значение возбуждается не то или вообще не возбуждается. Таким образом, срывается коммуникация. Во время чтения и письма работает внутреннее проговаривание, а значит, — внутреннее озвучивание и произношение. Следовательно, только наличие твердых произносительных навыков обеспечивает нормальное функционирование всех видов РД [11; 15; 64].
Обучение произношению |
Цель обучения — овладение слухопроизносительной стороной говорения и чтения:
1) умениями слушать и слышать, развитие фонематичес
кого слуха;
2) навыками произношения, т. е. доведенное до автома
тизма владение артикуляторной базой ИЯ, способами
интонирования;
3) развитие внутренней речи (внутреннего проговаривания)
как психофизиологической основы внешней речи [5].
В соответствии с Программой обучения ИЯ учащиеся должны овладеть всеми смыслоразличительными звуками (фонемами) и основными интонационными структурами наиболее распространенных типов простых и сложных предложений, уметь правильно оформлять их с точки зрения ударения, ритма, мелодики и распределения пауз. В условиях общеобразовательной средней школы необходимо добиваться относительно правильного произношения, опираясь на принцип аппроксимации, т. е. приближения к желаемому результату. Критерием нормативности служит так называемая интеллигибель-ность (понимаемость) речи (А.Н. Леонтьев).
Содержание обучения произношению |
В английском или немецком языках содержание обучения произношению составляют звуки, звукосочетания, интонационные модели и единицы речи: фразы, в частности разные коммуникативные типы предложения и связный текст (лингвистический компонент содержания обучения произношению), а также конкретные действия с этими единицами (психологический компонент содержания обучения) — формирование произносительного навыка.
Основные требования к произношению — фонематпич-ностпь, т. е. степень правильности фонетического оформления речи, достаточная для понимания ее собеседником, и беглость, т. е. степень автоматизации произносительных навыков, позволяющая учащимся говорить в нормальном темпе речи (130-150 слов в минуту).
Овладение правильным произношением возможно лишь при усвоении фонетической базы. ИЯ на уровне слога, словесного ударения, интонации. Иными словами, учащиеся должны усвоить специфику артикуляционной базы ИЯ, а также характерные особенности ударения и интонации.
Для овладения фонетической базой ИЯ необходимо прежде всего усвоить артикуляционный уклад, характерный для носителей этого языка, т. е. привычное положение органов речи в момент отсутствия артикуляционных движений. Учитель с помощью специальных упражнений должен добиться того, чтобы артикуляционный уклад ИЯ со временем стал для учащихся привычным и они могли бы даже не замечать момента перестройки с одного артикуляционного уклада на другой. К таким упражнениям можно отнести чтение русских слов, фраз (например, пословиц, поговорок), стихотворений с английским или немецким укладом. При описании и произнесении гласного звука ему дается как можно больше эмоциональных оценок, словно он является предметом одушевленным. Например, «быстрый», «манерный», «гордый», «зеленый», «как оловянный солдатик», «звук — барашек» и т. п.
В целом специфика английских и немецких звуков проявляется в следующем:
1) апикально-альвеолярная артикуляция согласных [t
d, n, 1];
2) аспирация звуков [р, t, k];
3) сохранение звонкости согласных в любом положении
в слове (т. е. отсутствие оглушения) в английском
языке и, наоборот, приглушенность звонких соглас
ных в немецком;
4) отсутствие палатализации;
5) долгота и краткость гласных, широта и узость;
6) дифтонгизация ряда звуков с силовым произношением
первого элемента (в русском языке дифтонгов нет);
7) редуцированное произношение служебных слов и не
ударных слогов.
Сопоставление звуковой системы английских и немецких звуков с русскими позволяет создать методическую типологию звуков, которая помогает учителю правильно организовать ознакомление и тренировку нового звука в речи.
Учитывая влияние родного языка на произношение, звуки ИЯ условно делятся на три группы.
1. Звуки, близкие к звукам родного языка по артикуля
ционным и акустическим свойствам: английские [р, Ь,
g, s, z, m и др.] и немецкие [р, b, m, n, d и др.]. При
овладении указанными звуками действует перенос из
родного языка и длительной особой работы с ними не
требуется.
2. Звуки, отличные от родного языка существенными при
знаками: [t, I, h и др.]. При восприятии и произнесе
нии этих звуков особенно сильно действует интерфе
ренция и учащиеся произносят их как привычные зву-
*~ки русского языка. Эта группа звуков требует особо пристального внимания со стороны учителя, так как овладение ими связано с частичной перестройкой артикуляционной базы. Звуки этой группы считаются наиболее трудными.
3. Звуки, не имеющие аналогов в русском языке: [г, и, Т|,
w и др.], требуется создание у учащихся новой артику
ляционной базы.
Произносительный навык — это способность свободно и быстро различать и узнавать на слух фонетические явления ИЯ вчужой речи и правильно и автоматично произносить звуки ИЯ отдельно и в потоке речи, правильно интонировать.
Согласно Е.И. Пассову, в процессе формирования произносительного навыка осуществляются следующие действия и операции:
1. Восприятие — ознакомление. Задача этого этапа —
создание правильного звукового образа, без которого не
возможно ни дальнейшее формирование навыка, ни его
функционирование. Слуховой образ создается в процессе
презентации фонетического явления.
2. Дифференциация — осмысление, различение. Проис
ходит осмысление дифференциальных признаков звука
или другого явления.
3. Имитация. Закрепляются связи звуковых и речедви-
гательных образов речевой единицы.
4. Изолированная репродукция. На основе использова
ния фонетического явления закрепляется артикуляция.
5. Комбинирование (переключение). На основе комбинирования фонетических явлений и переключения внимания с одного на другое укрепляются все операции, составляющие произносительный навык.
Принципы обучения произношению |
Процесс обучения произноше
нию в начальной и основной шко
ле организуется в соответствии со
следующими принципами:
1. Коммуникативной направленности.Обучение произно
шению — не самоцель, оно должно быть подчинено нуж
дам общения. Первичное восприятие — в потоке речи,
затем отработка изолированного звука.
2. Сознательности.Достигается путем объяснения особен
ности произношения, сравнения звуков внутри языка,
родного и иностранного; использование транскрипции;
правил, инструкций, наглядности.