Социальная сфера как внешняя среда туризма


В процессе освоения определенного региона туристами в кон­такт вступают четыре различные культуры. Это культура того региона, откуда приезжают туристы; культура отдыха (стиль жизни и нормы поведения туристов во время отдыха); культура местных жителей и культура обслуживания. Все культуры влия­ют одна на другую.

Степень общественного воздействия туризма на культуру мест­ных жителей зависит от различных факторов. Главным среди них является возможность самоопределения местных жителей и их от­крытость по отношению к новым воздействиям. Следует ожидать, что в том регионе, где население имеет открытый способ мышле­ния, а туризм при этом доминирует и утверждает чужую культуру, местная культура постепенно исчезнет, а первыми, кто быстро начнет впитывать чужую культуру, будут молодые люди. Так воз­никают эффекты идентификации и имитации. При этом иденти­фикация означает внутреннюю передачу составных частей чужой культуры, имитация же проявляется во внешнем подражании от­дельным видам поведения и элементам привнесенной культуры.

При открытом способе мышления, но умеренной степени ут­верждения чужой культуры должно происходить медленное изме­нение культуры местных жителей путем запоздалого введения в нее элементов этой чужой культуры. В регионе, где проживает население с закрытым способом мышления, но где существует высокая вероятность утверждения чужой культуры благодаря тому, например, что много земли перешло во владение приезжих, мож­но ожидать сознательного и открытого отчуждения местных жи­телей. Такое негативное отношение может привести к тому, что местные жители затруднят осуществление новых туристских про­ектов.

При оценке социальных эффектов туризма должна учитывать­ся и структура населения региона. Речь идет об окраинных регио­нах, которые убереглись от стремительных преобразований. Те люди, которые стремились к предпринимательству и переменам в своей жизни, оставили эти окраинные регионы и переехали в центр, а то население, что осталось, не хочет изменений в своей жизни.

Туризм оказывает воздействие и на семейную структуру. Преж­де всего изменяются отношения между родителями и детьми, а так­же положение женщины в семье.

В решении проблем менеджмента следует учитывать воздей­ствие туризма на традиционные нормы и ценности отдельных туристских регионов, потому что представления о том, как следу­ет одеваться и вести себя в обществе, в разных странах различны.

Таким образом, между социальной сферой в стране посещения и системой туризма существует тесная взаимная связь. С одной стороны, для развития туризма в этой стране важное значение имеет общественный и экономический порядок в ней; с другой стороны, само это явление (туризм) обусловливает преобразова­ния в общественных отношениях стран, осваиваемых туриста­ми. Взаимодействие двух различающихся между собой культур называется окультуризацией. Воздействие туризма на социальную сферу посещаемых стран может быть как положительным, так и отрицательным. Часто имеет место общая либерализация в обще­стве. Но больше различий существует между культурами, вступа­ющими во взаимодействие, и чем меньше готова страна к приему больших туристских потоков, тем больше опасность того, что процесс внедрения чужой культуры отрицательно скажется на осваивае­мой ими стране.