Распад империи Карла Великого.


Дипломатические связи периода политической раздробленности

Завершение процесса феодализации варварских обществ, превращение землевладельцев в самостоятельных государей в своих вотчинах сопровождалось политическим распадом Европы.

Держава Карла Великого не надолго пережила своего императора. Сын Карла Людовик Благочестивый, не волей и силой отца не смог противостоять желанию своих сыновей править самостоятельно. Он разделил империю между сыновьями, сохраняя за собой верховную власть. Но сыновья начали войну против отца, а после его смерти в 840 г. продолжили между собой.

Но в 843 г. в г. Верден они договорились о территориях владения, предварительно в Страсбурге заключив договор против старшего брата Лотаря, к которому перешла императорская корона.

Страсбургская присяга — это первый дипломатический документ, составленный не по-латыни и не по-гречески, а по-немецки и по-французски (романски).

Формально признавалось существование империи, или, вернее, сохранялся императорский титул, который достался старшему — Лотарю. Но земли империи были разделены на три части линиями, идущими с севера на юг. Запад — «королевство западных франков», то что потом стало называться Францией, — получил Карл Лысый, восток — «королевство восточных франков», которое потом стало называться Германией, — получил Людовик Немецкий, Лотарю досталась часть между владениями Карла и Людовика, обширная полоса земель от устья Рейна до устья Роны, и Италия.

За Верденским договором последовали новые столкновения и новые договоры.

Феодальное распыление Европы.Западная империя окончательно распалась на ряд самостоятельных государств — Францию, Германию, Италию и Бургундию, илиАрелат.

Но это были государства лишь по имени. В IX—XI веках на всей территории Западной Европы господствует политическая раздробленность. При которой сила являлась решающим моментом в установлении отношений между отдельными территориями.

При таком положении исчезало понятие граница между государством и частным владением, между публичным и частным правом, между внутренними отношениями и международными.

Обладая правом суда и управления, сбора налогов и чеканки монеты, располагая военной силой, каждый достаточно сильный сеньор мог чувствовать себя самостоятельным государем, мог воевать с кем хотел (даже со своим сюзереном), мог заключать с кем хотел мирные договоры и союзы. Понятие о международных отношениях запутывается еще тем, что при крайней феодальной раздробленности, при множестве мелких границ, деливших Европу, стирались рубежи между крупными государствами.

Многие феодалы владели землями в разных государствах — во Франции и в Германии, в Германии и Италии — и были вассалами нескольких государей.

Понятие сеньории вытесняет понятие государства. Крупный землевладелец является государем, государство является вотчиной. Его делят, завещают, отдают в виде приданого. Путем браков создаются новые государства, иногда очень странного и пестрого состава, часто случайные и недолговечные.

Право частной войны.Право частной войны устанавливается повсеместно. В связи с этим можно говорить о частной дипломатии.

Крупные сеньоры чувствуют себя вполне независимыми государями и как таковые сносятся как с иностранными, так исо своими королями.

Это одинаково относится и к светским и к духовным сеньерам.

Выработались формальные приемы объявления войны и заключения мира через особых вестников, передававших поручение устно или при помощи извест­ных символических действий.

Эти вестники потом стали называться герольдами. Они носили гербы своих сеньоров, и их личность считалась неприкосновенной, как личность послов.

Тщетно стремилась церковь, интересы которой особенно страдали от феодальной анархии, установить известный порядок в этом хаосе.

С XI века, по инициативе церкви, стали издаваться постановления, которые запрещали «вторгаться в храмы, притеснять и оскорблять монахов и их спутников, хватать крестьян и крестьянок, похищать или убивать жеребят, волов, ослов, баранов, овец, свиней; пусть никто не задерживает купцов и не грабит их товаров». Нарушителям этого «божьего мира» угрожали отлучением. Пытались установить так называемое «божье перемирие», запрещая частные войны по определенным дням (с вечера среды до утра понедельника), в праздники, в течение постов. Но никакие церковные угрозы не могли обеспечить проведение в жизнь этих мероприятий.

Раньше всего частные войны были воспрещены в Англии, причиной чему была достаточно сильная королевская власть. Но это не помешало в XV в. вспыхнуть войне Алой и Белой розы.

В других же странах Испании, Франции и особенно в Германии королевская власть долгое время вынуждена лишь вводить феодальные войны их в определенные рамки и тем самым, невольно, их легализовать.

Ситуация осложнилась с момента появления городов-коммун XIII – XV вв. Города проводили самостоятельную политику, объявляли войны своим сеньорам и друг другу, вступали в переговоры, заключали союзы. Освободившись из-под власти своих феодалов и добившись политической самостоятельности, города становятся своего рода коллективными сеньорами со всеми их атрибутами вплоть до права частной войны.