Принципы технико-экономического обоснования


И срезка грунта

Рациональная форма подмостового русла

Как известно, водопропускная способность МП зависит от формы поперечного сечения под мостом. В большинстве случаев форма живого сечения потока под мостом занимает промежуточное положение от треугольной к прямоугольной или точнее – полукруглой. Как показывает гидравлический расчет, наивыгоднейшим профилем русла потока является полукруг (гидрав. наивыгод. профиль – это профиль, при котором в русле наблюдается максимальная средняя скорость потока).Что касается МП – то рациональной формой подмостового русла по мнению мостовиков считается прямоугольная форма живого сечения, хотя гидравлически она является не наивыгоднейшей.

Форма живого сечения русла под МП характеризуется отношением максимальной глубины к средней, т.е. χ =hмах/h. При χ ≤ 1,2форма живого сечения приближается к рациональной.

Для выравнивания глубин под мостом применяют срезку грунта в основном на пойменных участках МП. Срезка увеличивает площадь живого сечения под мостом, уменьшает коэффициент χи глубину размыва в русловой части. При этом уменьшается также подпор перед МП. Часть грунта от срезки может быть использована при отсыпке подходных насыпей, дамб и траверсов. Поэтому, она является не только гидравлически, но и экономически выгодной. Размеры и конфигурация срезки определяются расчетом в зависимости от степени стеснения потока МП при Нр%. Обычно она больше 1,7. Применять срезку целесообразно в тех случаях, когда доля расчетного расхода, проходящего по пойме, составляет не менее 50%, а коэффициент размыва принимается больше 1.25.

оптимальных вариантов МП

ТЭО вариантов МП, как известно, выполняется в составе соответствующих расчетов при проектировании участка дороги в целом.

Сравнение вариантов производится по стоимостным показателям, включающим капитальные вложения и эксплуатационные затраты. Однако, не все показатели можно свести к стоимостным. Имеется еще ряд других, в частности социальные и экологические. Поэтому, задача сравнения вариантов МП зачастую является многокритериальной задачей.

Если исходить из стоимостных показателей, то типовой график их изменения в зависимости, например, от коэффициента общего размыва грунта под мостом будет иметь вид (рис. 27).

 

Рис. 27. Схема ТЭО мостового перехода

( а- зависимость коэффициента размыва от ширины

отверстия МП, б- зависимость стоимостных показателей

основных элементов МП от коэффициента размыва)