Контрольная работа: Управление финансами на предприятии

Содержание

Введение

1.  Банкротство предприятий: законодательство и особенности его применения в современных условиях

2.  Методы управления оборотным капиталом и их роль в укреплении финансового положения предприятий

3.  Финансовое планирование на предприятиях

4.  Лизинг как метод инвестирования: проблемы и пути совершенствования

5.  Налогообложение предприятия

6.  Структура затрат на производство и реализацию продукции на предприятии и ее влияние на основные финансовые результаты

Список используемой литературы


Введение

Финансы государственных предприятий являются основным звеном общей финансовой системы РФ. Они представляют собой совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, систему их образования, распределения и использования. К финансам государственного предприятия относятся: прибыль; кредиты банков; займы у других предприятий и населения; доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы по ценным бумагам; прочие доходы.

В материальном выражении все финансы государственных предприятий формируются из выручки и распределяются от прибыли по фондам: фонд основных средств; фонд оборотных средств; фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд.

Правовой режим финансов предприятий зависит от того, к какой форме собственности относится предприятие. Специфика финансов государственного предприятия заключается в их распорядительном характере внутри предприятия и возвратном характере части денежных средств государству.

Все имущество госпредприятия, а также прибыль и иные финансовые ресурсы, полученные от его использования, являются государственной собственностью.

Законодательство не устанавливает режим распределения прибыли, поэтому ГП самостоятельно определяет, какие финансовые фонды выделять, в каких размерах отчислять в них прибыль. Расходы, не вошедшие в состав затрат по производству и реализации продукции, должны осуществляться из остающейся прибыли госпредприятия.

В случаях, предусмотренных законодательством, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие на праве Оперативного управления - федеральное казенное предприятие. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ, в котором определяются: обязательная отчетность по формам, устанавливаемым Правительством РФ; персональная ответственность руководителя за результаты хозяйственной деятельности; обязанность использования федеральных средств по целевому назначению; виды деятельности и порядок распределения прибыли.


1.  Банкротство предприятий: законодательство и особенности его применения в современных условиях

Согласно 3 статье Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Гражданин также является банкротом, если он в течение трёх месяцев не способен исполнить свои обязанности по уплате обязательных платежей и (или) не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также, если сумма его обязательств превышает стоимость его имущества.

Ранние признаки банкротства:

задержки с представлением отчётности, которые могут свидетельствовать о плохой работе финансовых служб предприятия;

резкие изменения в структуре баланса и отчёта о финансовых результатах, особенно:

резкое уменьшение денег на счетах (увеличение денег также может свидетельствовать о невозможности дальнейших капиталовложений);

увеличение дебиторской задолженности (резкое её снижение также свидетельствует о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);

старение дебиторских счетов;

нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженности;

увеличение кредиторской задолженности (резкое её снижение при наличии денег на счетах также свидетельствует о снижении объёмов деятельности);

снижение объёмов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объёмов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результате последующего нарушения баланса долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; кроме того, рост объёмов продаж может свидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия);

конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений и т.д.

Банкротство предприятия является результатом взаимодействия целого ряда факторов: внешних, на которые предприятие не может влиять вообще или может оказывать лишь слабое влияние, и внутренних, зависящих от организации работы самого предприятия.

К внешним факторам, влияющим на деятельность предприятия, обычно относят: размер и структура потребностей; уровень доходов и накоплений населения, а следовательно, и его покупательная способность (сюда же может быть отнесён и уровень цен); политическая стабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности; уровень культуры, проявляющийся в привычках и нормах потребления, предпочтении одних товаров и отрицательном отношении к другим.

2.  Методы управления оборотными средствами

Методы управления оборотными средствами:

1) Аналитический метод;

2) Коэффициентный метод;

3) Метод прямого счета.

Аналитический метод предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их среднефактических остатков с учетом роста объемов производства. Чтобы не фиксировать недостатки прошлых периодов в организации оборотных средств, н6еобходимо проанализировать фактические остатки производственных запасов в целях выявления ненужных, излишних, неликвидных, а также все стадии незавершенного производства для выявления резервов сокращения длительности производственного цикла, изучить причины накопления готовой продукции на складе и определить действительную потребность в оборотных средствах. При этом необходимо учесть конкретные условия работы предприятия в предыдущем году (например, изменение цен).

При коэффициентном методе запасы и затраты подразделяются на зависящие непосредственно от изменения объемов производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе) и не зависящие от него (запасы, МБП, расходы будущих периодов). По первой группе потребность в оборотных средствах определяется исходя из размера в базисном году и темпов роста производства продукции в предстоящем году. Если на предприятии анализируется оборачиваемость оборотных средств и изыскиваются возможности ее ускорения, то реальное ускорение оборачиваемости в планируемом году необходимо учесть при определении потребности в оборотных средствах. По второй группе оборотных средств, не имеющей пропорциональной зависимости от роста объемов производства, потребность планируется на уровне их среднефактических остатков за ряд лет.

При необходимости можно использовать аналитический и коэффициентный методы в сочетании. Сначала аналитическим методом определить потребность в оборотных средствах, зависящих от объема производства, а затем с помощью коэффициентного метода учесть изменение объема производства.

Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями. Этот метод, будучи очень трудоемким, требует высокой квалификации экономистов, привлечения к нормированию работников многих служб предприятия (снабжения, юридической, сбыта продукции, производственного отдела, бухгалтерии и др.).

Но это позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах.

Метод прямого счета используется при организации нового предприятия и периодическом уточнении потребности в оборотных средствах действующих предприятий. Главным условием его использования является тщательная проработка вопросов снабжения и производственного плана предприятия. Важное значение имеет стабильность хозяйственных связей, так как периодичность и гарантированность снабжения лежит в основе расчета норм запаса.

Метод прямого счета предполагает нормирование оборотных средств, вложенных в запасы и затраты, готовую продукцию на складе. В общем виде его содержание можно представить следующим образом:

- разработка норм запаса по отдельным важнейшим видам товарно-материальных ценностей всех элементов нормируемых оборотных средств;

- определение нормативов в денежном выражении для каждого элемента оборотных средств и совокупной потребности предприятия в оборотных средствах.

3. Финансовое планирование на предприятии

Сущность финансового планирования на предприятии.

Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование, в том числе и финансовое.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития.

Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности.

Основные задачи финансового планирования:

обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;

соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;

гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;

выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.

 

4. Лизинг как инструмент долгосрочного финансирования

Переход к рыночным отношениям вызвал активное использование в практике финансовой деятельности новых кредитных инструментов, одним из которых является финансовый лизинг.

Вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенных условиях с правом выкупа имущества лизингополучателем называется лизингом.

Финансовый лизинг (в международной практике - "капитальный лизинг" или лизинг с полной окупаемостью лизингуемого актива) объединяет систему экономических отношений: - арендных, торговых, кредитных и т.п. Финансовый лизинг является одной из форм финансового кредита и характеризует кредитные отношения, связанные с его функционированием и спецификой управления.

Финансовый лизинг выполняет следующие функции:

- удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала - долгосрочном кредите. На современном этапе долгосрочное банковское кредитование организаций сведено к минимуму, что сдерживает их инвестиционную деятельность, связанную с обновлением и расширением состава необоротных активов;

- полностью удовлетворяет целевые потребности организации в заемных средствах. Использование финансового лизинга в конкретных целях обновления и расширения состава активной части операционных необоротных активов позволяет организации в существенной части исключить потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала - долгосрочном кредите;

- автоматически формирует полное обеспечение кредита, что снижает стоимость его привлечения. Он не требует создания в организации фонда погашения основного долга в связи с постепенностью амортизации актива, взятого в лизинг. Финансовый лизинг снижает налог на прибыль, поскольку лизинговые платежи полностью включаются в затраты и не облагаются налогом на прибыль, а также обеспечивает снижение стоимости кредита за счет ликвидационной стоимости лизингуемых активов;

- формой такого обеспечения кредита является сам лизингуемый актив, который в случае финансовой несостоятельности (банкротства) организации может быть реализован кредитором с целью возмещения невыплаченной части лизинговых платежей и суммы неустойки по сделке. Дополнительной формой такого обеспечения кредита является обязательное страхование лизингуемого актива лизингополучателем (рейтером) в пользу лизингодателя (лиссора). Снижение уровня кредитного риска лизингодателя создает предпосылки для соответствующего снижения стоимости привлечения организацией этого вида финансового ресурса;

- обеспечивает более широкий диапазон форм платежей, связанных с обслуживанием долга. В отличие от банковского кредита, где обслуживание долга и возврат основной его суммы осуществляются в форме денежных платежей, финансовый лизинг предусматривает возможность таких платежей в иных формах, например, в форме поставок продукции, произведенной с участием лизингуемых активов;

- обеспечивает большую гибкость в сроках платежей, связанных с обслуживанием долга. В отличие от традиционной практики обслуживания и погашения банковского кредита финансовый лизинг предоставляет организации возможность совершения лизинговых платежей по более широкому диапазону схем с учетом характера и срока использования лизингуемого актива, что делает финансовый лизинг более предпочтительным для организации кредитным инструментом;

- обеспечивает снижение стоимости кредита за счет ликвидационной стоимости лизингуемого актива. Поскольку при финансовом лизинге после завершения лизингового периода соответствующий актив передается в собственность лизингополучателя, то после полной амортизации актива лизингополучатель имеет возможность реализовать его по ликвидационной стоимости. На сумму от этой реализации (приведенную путем дисконтирования к настоящей стоимости) условно снижается сумма кредита по лизинговому соглашению.

Оценка эффективности лизинговой операции проводится путем сравнения настоящей стоимости денежного потока при лизинговой операции с денежным потоком по аналогичному виду банковского кредитования (методика и пример такого сравнения рассмотрены ниже). Это является одним из критериев лизинговой сделки.

Стоимость финансового лизинга не должна превышать стоимости банковского кредита, предоставляемого на аналогичный период, иначе организации выгоднее получить долгосрочный банковский кредит для покупки актива в собственность. Кроме того, в процессе использования финансового лизинга должны быть выявлены такие предложения, которые минимизируют его стоимость.

Как и в других случаях определения источника финансирования, следует установить стоимость заемного капитала, привлекаемого на основе ставки лизинговых платежей (Сфл). Эта ставка включает две составляющие:

* постепенный возврат суммы основного долга (годовая норма амортизации актива (НА), привлеченного на условиях финансового лизинга, в соответствии с которым актив после его оплаты передается в собственность арендатора);

* стоимость непосредственного обслуживания лизингового долга.

Лизинговые платежи в соответствии с графиком включаются в разрабатываемый организацией платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга его текущей финансовой деятельности. В процессе управления финансовым лизингом следует учесть, что многие правовые нормы его регулирования в нашей стране находятся в стадии становления. В этих условиях следует ориентироваться на международные стандарты осуществления лизинговых операций с соответствующей адаптацией к отечественным экономическим условиям.

5. Налогообложение предприятия

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что "под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами." Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги ".

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения.

"Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами ".

"Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. " (Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Вообще характерной чертой налоговой системы России становится появление большого количества местных налогов и сборов.

Особенности налогообложения предприятий зависят от страны, в которой существует данное предприятие, от форм собственности данного предприятия, от льгот, которые предоставляются тем или иным видам деятельности предприятия.

Проблемы налогообложения существуют на каждом предприятии. Это связано с неправильным планированием налогообложения предприятия, либо с недостаточной квалификацией специалистов по налогообложению. Современные проблемы налогообложения предприятий возникаю в основном по той причине, что часто меняются правила в системе налогообложения предприятий. Меняются процентные ставки налогов, виды налогов, схемы, периодичность и формы налогов. Оптимизация налогообложения предприятий связна не только с оптимизацией на данном предприятии, а также с модификацией налогообложения предприятий в целом по стране.

 

6.  Структура затрат на производство и реализацию продукции на предприятии и ее влияние на основные финансовые результаты

Затраты на производство и реализацию продукции представляют собой совокупность выраженных в денежной форме расходов предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Они обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции.

По экономическому содержанию они выражают затраты общества, поскольку производство ведется в интересах общества, а продукция производится как непосредственно общественный продукт. Затраты различны по составу и структуре в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий. Также они классифицируются по способу отнесения на себестоимость, связи с объемом производства, степени однородности.

В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции они делятся на:

- прямые, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость (сырье, основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.);

- косвенные, связанные с производством разнообразных изделий, которые нельзя отнести на себестоимость определенного вида продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, ремонт зданий, заработную плату инженерно-технических работников и др.).

Они включаются в себестоимость с помощью специальных методов, определенных отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькуляции себестоимости.

В зависимости от связи затрат с объемом производства выделяют:

- условно-постоянные расходы - это расходы величина которых существенно не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции (затраты на отопление, освещение, заработную плату управленческого персонала, амортизационные отчисления, расходы на административно-хозяйственные нужды и др.);

- условно-переменные расходы величина, которых зависит от объема производства, они растут или уменьшаются в соответствии с изменением объема выпуска продукции (затраты на сырье, основные материалы, топливо, основную заработную плату производственному персоналу и др.).

По степени однородности затраты подразделяются на:

- элементарные;

- комплексные.

Элементы имеют единое экономическое содержание независимо от их назначения. Цель группировки по элементам - выявить затраты на производство продукции по их видам (материальные затраты, амортизационные отчисления и т.д.). Соотношение между отдельными элементами затрат представляет собой структуру затрат на производство продукции.

Комплексные затраты включают несколько элементов, а следовательно, разнородны по составу. Объединяются они по определенному экономическому назначению. Такими затратами являются общезаводские расходы, потери от брака, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и др.

Все затраты на производство и реализацию продукции составляют полную себестоимость. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в настоящее время определяется постановлением правительства.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

По экономическому содержанию затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) группируются по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

1. Материальные затраты включают: стоимость покупных сырья и материалов, топлива; основных вспомогательных материалов; комплектующие изделия и полуфабрикаты; тару; запчасти для ремонта; МБП и прочие затраты. Стоимость материальных ресурсов складывается из цен их приобретения.

2. 3атраты на оплату труда включают: выплату заработной платы; выплату премий; вознаграждения по итогам работы за год; компенсирующие и стимулирующие выплаты; стоимость бесплатного питания; единовременное вознаграждение за выслугу лет; оплату учебных отпусков; оплату труда внештатных сотрудников и другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда.

В затраты на оплату труда не включаются: расходы на оплату труда в виде премий выплачиваемых за счет специальных средств; целевые поступления; материальная помощь; беспроцентные ссуды на улучшение жилищных условий; оплата дополнительных отпусков женщинам воспитывающих детей; надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям; подписки и приобретения товаров для личных нужд работников; оплата проезда к месту работы; оплата путевок, экскурсий, путешествий; другие затраты производимые за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия.

3. 0тчисления на социальные нужды включают отчисления в фонд обязательного социального страхования, Пенсионный фонд, Государственной фонд занятости населения (в настоящее время упразднен), Фонд обязательного медицинского страхования.

4. Амортизация основных фондов включает амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, сумма которых определяется на основе их балансовой стоимости и действующих норм амортизации. Если предприятие работает на условиях аренды, то в данном разделе приводятся амортизационные отчисления на полное восстановление по собственным и арендованным основным фондам.

Прочие затраты включают: некоторые виды налогов; отчисления в страховые фонды (резервы); вознаграждения за изобретения и рацпредложения; затраты на командировки; оплату услуг связи; плату за аренду; амортизацию по нематериальным активам, отчисления в ремонтный фонд и др.


Список используемой литературы

1.   Гитляровская Л.Т. Анализ финансовой устойчивости предприятия./ Л.Т. Гитляровская - СПб.: Питер.- 297с.

2.   Карпова Т.П. Управленческий учет. - М.: ЮНИТИ - 2002 - 329 с.

3.  Ковалева А.М. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 284 с

6.  Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина - М.: Аналитика-Пресс,2004.

7.  Подзоров А.А Банкротство/ А.А. Подзоров.- М.: Экзамен. 2001. 544с.

8.  Под. ред. Л.А. Дробозиной. Финансы Денежное обращение Кредит. -М.: ЮНИТИ, 2000.