Шпаргалка: Социометрия

Цель: выявить сплоченность группы, а также “лидеров” и “отверженных”.

 Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).

Испытуемые: было опрошено 26 школьников – семиклассников (12-13 лет) школы N68 Заволжского района г. Ульяновска.

Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).

Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Марина, 2 курс отделения социологии УлГУ проводит исследование, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание: “у вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?” Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. СПАСИБО! До свиданья!

Обработка результатов:

Взаимный выбор

Число взаимных выборов: 20

Хитрова (1) – Белоногова (1);

Голованова (1) – Артамонова (3);

Голованова (2) – Колесникова (3);

Голованова (3) – Альбикова (3);

Веркина (1) – Биккулова (2);

Веркина (2) – Нафиева (2);

Артамонова (1) – Колесникова (2);

Артамонова (2) – Альбикова (2);

Янина (1) – Левицкова (1);

 Янина (2) – Попова (2);

 Будаева (1) – Игошина (1);

 Шанин (1) – Гаврильчев (1);

 Карпенко (1) – Головин (1);

 Макарова (3) – Нафиева (1);

 Колесникова (1) – Альбикова (1);

 Нафиева (1) – Биккулова (1);

 Левицкова (2) – Попова (1);

 Уфимов(1) – Улитин (1);

 Ефимова (1) – Андреева (1);

 Андреева (3) – Биккулова (3).

Таблица 1.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
1. Хитрова Юля 3 2 1
2. Голованова Люда 1 2 3
3. Веркина Марина 2 3 1
4. Бондарь Саша 2 1 3
5. Артамонова Оля 3 1 2
6. Янина Даша 1 2 3
7. Будаева Надя 2 1 3
8. Шанин Данил 3 2 1
9. Карпенко Олег 3 1 2
10. Макарова Настя 3 1 2
11. Колесникова Алена 3 2 1
12. Нарбеков Наиль 3 1 2
13. Альбикова Эльвира 3 2 1
14. Живицы Миша 3 2 1
15. Головин Антон 1 2 3
16. Игошкина Кристина 1 2 3
17. Нафиева Эльвира 2 3 1
18. Левицкова Маша 1 3 2
19. Уфимов Роман 3 2 1
20. Улитин Игорь 3 2 1
21. Гаврильчев Сергей 3 1 2
22. Ефимова Маша 3 1 2
23. Андреева Наташа 2 1 3
24. Попова Лида 2 3 1
25. Белоногова Наташа 1 3 2
26. Биккулова Женя 2 1 3
Итого: 2 9 4 3 11 8 4 4 1 3 17 7 8 3 1 1 16 7 4 5 3 5 8 11 1 11

Выводы:

Социометрия, проведенная в 7 классе школы N68 Заволжского района г. Ульяновска выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).

В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Межличностные отношения в медицинском коллективе
Оглавление Введение Глава I. Проблемы изучения межличностных отношений трудового коллектива в социальной психологии 1.1. Понятие межличностных ...
26] считает, что межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия.
Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе.
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа
Влияние темперамента на межличностные отношения в студенческой группе
Федеральное агентство по образованию РФ Балашовский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального ...
В психологии принято различать несколько феноменов межличностного взаимодействия: взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, межличностное общение и такие ...
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М. Андреева.
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: курсовая работа
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова" Колледж ...
А под межличностными отношениями подразумевали субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на ...
Методика "социометрия" Р.С. Немова предполагала выявление уровня взаимоотношений среди подростков, определение положения испытуемого в системе межличностных отклонений той группы ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа
Построение межличностных отношений в юношеском возрасте
... Федерации ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского" КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: Построение межличностных ...
А так же, межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в ...
Благодаря проведенным исследованиям, мы выявили, что социально-психологический климат в группе положителен, и это благодаря тому, что межличностные отношения строятся на ...
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: курсовая работа
Влияние уровня развития группы на межличностные отношения сотрудников
Современный Гуманитарный Университет Факультет психологии Кафедра общей психологии ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ...
Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга ...
1) Методика социометрического измерения - основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: дипломная работа