Реферат: Теория организации и системный анализ

 

Организация — это одно из самых древних общественных образований на Земле. Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики; талантливые руководители, (фабриканты, заводчики и т.д.). Постепенно расширялся состав общественных организаций. Первый научный подход к анализу организаций и процессу управления ими приписывают Фредерику Тейлору (США), который в 1911г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени устойчивый общественный интерес к управлению социальными системами способствовал развитию всех направлений научных исследований в данной сфере, в том числе и организаций. Организацию можно рассматривать как процесс и как явление.

Термин «организация» происходит от лат. «organizo» - сообща, стройный вид, устраиваю. Как процесс организация — это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур.  Термин «организации» имеет множество производных, например, организация производства, организованный человек, организатор, профсоюзная организация, дезорганизация и др.

Организация производства — это форма, порядок соединения труда с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции, достижения высокой производительности труда на основе лучшего использования производственных фондов и трудовых ресурсов.

Организационные отношения — это  взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне нее при создании, функционировании, реорганизации и разрушении организации.

Организационные отношения могут быть трех уровней:

• здравого смысла;

• взаимного уничтожения;

• заранее спроектированного взаимодействия.

Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д.

Организацией как объектом исследования занимаются экономика, социология, психология, политология и другие науки. Реально каждая из них рассматривает лишь часть этой большой системы (социума). Так, экономика рассматривает экономические коммуникации в организации, психология изучает психологическое отражение действительности человеком и т.д. Многие науки пытались объединить условия других в области исследования  больших систем, например кибернетика, теория управления. Однако полностью это не удалось еще ни одной из них. Возможно, такая ситуация связана с отсутствием нужного исследовательского инструментария, а возможно, наше общество еще не созрело для решения этой задачи. 

 

 

 

 

Общие понятия теории организации и системного анализа

Изучением организации как явления занимается теория организации. Она формирует систему научных знаний в области анализа и синтеза социальных организаций.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Постепенно в наборе управленческих наук формируется новое научное направление — теория организации. Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации.

Теория организации — это научная организация организаций.

Цели курса:

1. Изучение принципов построения организации как системы.

2. Изучение и практическое применение принципов, законов и закономерностей организации.

3. Изучение методов построения и развития организации.

4. Получение сведений об организационном аудите.

5. Получение практических навыков по оргпроектированию, формированию организационных процессов и оценке их состояния.

Диалектика развития любой науки идет по следующему пути: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике».

Развитие теории организации включает шесть этапов:

·    Сбор факторов, явлений, прогнозов, исторических сведений и т.д.

·    Систематизация их и составление типологии, например, по времени существования тех или иных организаций или по их эффективности.

·    Создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы.

·    Нахождение зависимостей между изменяемыми параметрами, формулирование законов и закономерностей, например, зависимость между профессионализмом работников и производительностью труда, закон развития организации.

·    Привлечение знаний сопутствующих наук для расширения понимания своих собственных проблем.

·    Обобщение отрывочных сведений о теоретических разработках и практическом применении отдельных положений  теории организации.

Развитие любой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация знаний характеризуется поиском своей ниши  (своего объекта исследования) для возможности проведения углубленных исследований. Интеграция  знаний основана на стремлении ученого исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом.

У теории организации как новой развивающейся науки имеются также два альтернативных пути:

·    Объединить на базе системного подхода основные научные воззрения экономики, социологии, политологии и т.д. и создать общий подход при анализе и синтезе социальной организации.

·    Создать свою локальную область  исследования части социума и развить ее, например, как экономика.

Научные силы в области теории организации небольшие и поэтому ее развитие идет по второму пути  как обособленной науки. Существенную трудность для теории организации составляет проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время  в основном оперирует  с качественными измерениями.

Предмет теории организации составляет организационные отношения между организационными объектами, как по горизонтали, так и по вертикали. К организационным объектам относятся люди и образования, в которых они функционируют, в том числе:

1.    Страны мирового содружества.

2.    Организации России (концерны, банки, фирмы и т.д.)

3.   Структурные подразделения организаций (управления, отделы).

4.    Первичные образования (группы).

5.    Человек и интеллектуальная система (техническая, биологическая).

Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, функционировании, реорганизации и прекращении деятельности организационных объектов. Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Взаимодействие представляет собой положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие. Противодействие – это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воз

действие.

Множество различных объектов характеризуются термином «система». Система – это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности. К признакам системы относятся: множество элементов (не более 20), наличие связей между ними, их целостность и единство, структура и  иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Во многих сферах человеческой деятельности , например, в экономике, в управлении применяется и широко используется системный анализ. Он представляет собой такую область исследования, где еще не сложилась устойчивая система понятий.

Системный анализ – это методология исследования труднопонимаемых и труднонаблюдаемых свойств и отношений в объектах с помощью представления этих объектов в виде целенаправленных систем.

Системный анализ применяется в следующих случаях:

·          когда данные об объекте не могут быть получены путем его наблюдения.

·          когда имеется возможность выявить проблемы, стоящие перед организацией, а затем сформулировать цели и наметить направления решения проблемы.

·          когда не известна цель решения задачи.

·          для  моделирования поведения объекта, когда не возможно использовать математические методы.

Системный анализ с практической стороны представляет собой комплекс методов исследования или проектирования сложных систем поиска и реализации изменений, предназначенных для решения проблемы.

Основные  методы системного анализа

В любой теории используются два основных метода исследования: дедукция и индукция. Дедукция – это переход от общего к частному. Сначала создается теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные или групповые  события. Индукция – это переход от частного к общему. Сначала набирается обширный материал, а затем создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии.

Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Гипотеза становится теорией, если она удовлетворяет следующим требованиям:

·             осмысленностью введенных категорий и понятий

·             непротиворечивостью одних понятий другим

·             возможностью проведения проверки или повторения результатов

·             возможностью обобщения на другие классы событий

·             наличием ограничений на ее применение (технических, социальных)

Также к методам системного анализа относятся (на примере кредитной организации - Коммерческого банка «Номос-Банк»):

1. Точные (экономико-математические) методы. Применение точных методов является ограниченным и играет вспомогательную роль. 

2.   Интуитивные (эвристические) методы. Этот метод включает в себя:

·             Метод «мозговой атаки» (решение проблем организации происходит путем  высказывания, оценки и принятия идей группой сотрудников-специалистов). Например, в коммерческом банке  вопрос об дифференциации процентной ставки за пользование кредитными ресурсами  рассматривается на уровне начальников управлений кредитования и расчетов, экономического анализа, а также начальников отдела  по приему вкладов от населения, кредитования,  отдела эконом. анализа  и взаимоотношений с банками, отдела кредитования и юридического отдела.

·             Экспертный метод. Привлекаются внешние эксперты, которые изучают деятельность кредитной организации, выявляют недочеты, если таковые имеются, и предлагают решения их устранения  и исправления. Чаще всего в роли таких экспертов выступают аудиторские фирмы. Коммерческий банк  часто прибегает к услугам  аудиторов при составлении «682 отчетности», касающейся  ежедневно проводимых операций К.Б., при составлении квартальной, ежегодной отчетности, а также  при потребности в консультационных услугах.

·             «Метод сценариев». Состоит из описания сложившихся трудностей в организации, включает наглядное изображение  выхода из данной ситуации в виде таблиц и графиков. Этот метод дает приближенное  решение проблемы, что не приемлемо в  деятельности коммерческого банка.  Например, для выдачи кредита юридическому лицу,  рассчитывается  ряд показателей, характеризующий деятельность последнего и составляется вывод о платежеспособности данного клиента.

·             Морфологический метод, характеризуется факторами, которые влияют на параметры, каждый из которых разбивается на несколько дискретных значений. Например, проблема увеличения прибыли коммерческого банка «Номос-Банк» зависит от количества сотрудников,  занятых в производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема документооборота

В АКБ «Номос-Банк»

1.   Клиент обращается в банк, а именно в Отдел по работе с клиентами сотрудники коего составляют заявление на пропуск установленной формы и передают его в Службу безопасности.

2.   Клиент – физическое лицо, изъявив желание на получение кредита, заполняет «заявление  на получение кредита». Затем, данный и другие необходимые документы, передаются в Управление кредитования и расчетов.

3.   Сотрудники отделов расчетно-ссудных операций и кредитования занимаются расчетом показателей, характеризующих платежеспособность клиента, а также производится оценка стоимости предоставляемого залога под получение кредита.

4.    Затем документы направляются  в отдел экономического анализа и взаимоотношений с банками Управления кредитования, где производится расчет процентной ставки за пользование кредитом в соответствии с установленной ставкой рефинансирования ЦБ РФ и приблизительными процентными ставками других коммерческих банков.

5.   После изучения Кредитным Управлением данных документов, последние передаются в Юридическое Управление, сотрудники которого проверяют их на правильность юридического составления.

6.    После положительного принятия решения о выдачи кредита  договор, который в свою очередь уже подписан клиентом, направляется на подпись к Зам. Председателя Банка.

7.   Зам. Председателя Банка  направляет в отдел по работе с клиентами (операционный отдел) распоряжение о зачислении суммы кредита на расчетный счет клиента.

8,9. Операционный отдел  зачисляет сумму кредита на расчетный счет клиента, а затем документы, подтверждающие данную операцию, передаются:

·    в отдел межбанковских расчетов и корреспондентских отношений, где подшиваются в «документы дня».

·    В бухгалтерию, где производится учет зачисленной суммы, и данные  заносятся в схему ежедневной отчетности.

10.  Один экземпляр кредитного договора, подписанного двумя сторонами (банком и заемщиком) отдается на руки клиенту.

Разработка программы факультативного курса по теории вероятностей в ...
ГОУ СПО "Кунгурское педагогическое училище" ПЦК преподавателей естественно-математических дисциплин Разработка программы факультативного курса по ...
Пусть в условиях рассуждения, относящегося к формуле полной вероятности, произведено одно испытание, в результате которого произошло событие А. Спрашивается: как изменились (в ...
В таблице представлены результаты экспериментов, проведенных учениками летней математической школы, которые оценивали вероятность наступления случайного события "кнопка выпадет ...
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа
Методика обучения элементам теории вероятностей на факультативных ...
Введение Глава I. Вероятностно - статистическая линия в базовом школьном курсе математики 1.1 Статистическое мышление и школьное математическое ...
2.1 Вероятность случайных событий
Теория вероятностей - это математическая дисциплина, изучающая закономерности, происходящие в массовых случайных явлениях.
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа
Теория информации
Лекции по Теории информации Подготовил В.С. Прохоров Содержание Введение 1. Понятие информации. Задачи и постулаты прикладной теории информации 1.1 ...
Событие, состоящее в попадании случайной точки (X, Y) в область D, принято обозначать в виде (X, Y) I D.
. Закон распределения системы случайных непрерывных величин (Х, Y) задают при помощи функции плотности вероятности р(x, y).
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: учебное пособие
Серьёзные лекции по высшей экономической математике
Комбинаторные задачи. 1.Сколькими способами колода в 52 карты может быть роздана 13-ти игрокам так, чтобы каждый игрок получил по одной карте каждой ...
Для построения полной и законченной теории случайного эксперимента или теории вероятностей, помимо введенных исходных понятий случайного эксперимента, элементарного исхода ...
Таким образом, каждому исходу случайного эксперимента, заключающегося в серии из n испытаний по схеме Бернулли, соответствует определенное число x, рассматриваемое как случайная ...
Раздел: Рефераты по математике
Тип: реферат
Построение систем распознавания образов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА О С Н О В Ы П О С Т Р О Е Н И Я С И С Т Е М Р А С П О З Н ...
Принимая во внимание зависимость выигрыша от ряда случайных факторов распознавания, в качестве оценки эффективности необходимо использовать единый показатель, получаемый как ...
2)Если полученная точка лежит под кривой y = f(x), то полагаем, что первое значение случайной величины, соответствующей плотности распределения вероятностей f(x) равно
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат